Уже не однократно представители европейской и американской компаний подчеркивали, что самолеты Airbus и Boeing можно назвать отчасти и продукцией российского авиапрома. Но кто же те компании и что именно они поставляют для гигантов гражданского самолетостроения?
Вхождение в мировую систему производственной кооперации в авиационной промышленности является одним из самых важных показателей признания для любой производственной компании. В России существуют десятки тысяч мелких, средних и крупных заводов, чья продукция идет в самолетостроение, но наберется не более десятка тех, кто смог выйти на мировой рынок. Лидером среди этих компаний является Российская металлургическая корпорация «ВСМПО – Ависма», входящая в государственную компанию «Ростехнологии». Корпорация находится в г. Верхняя Салда и является самым крупным поставщиком титана, и не только в России.
«ВСМПО – Ависма» делает сейчас упор именно на закреплении на авиационном рынке, т.к. данный сегмент является наибольшим потребителем такого дорогого металла как титан. Так российские металлурги поставляют более 60% всего титана, необходимого не только для Airbus, но и для нужд головной компании EADS. Ориентировочная стоимость контракта между компаниями на 10 летний период составляет порядка 4 млрд. долларов.
С американцами «ВСМПО – Ависма» пошла еще дальше. Несколько лет назад, в 2007, было создано совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing (UBM), которое занимается поставкой не просто металла, а изготавливает специализированные титановые штамповки практически для всех типов Boeing 737, 777 и даже 787 Dreamliner. Следующим шагом станет перенос практически всей металлообработки деталей из титана для Boeing в Верхнюю Салду. Такой проект как минимум сэкономит значительные суммы на повторном использовании дорогостоящей стружки, которую не нужно будет возить за тысячи километров. В СП заявляют о планируемых суммах оборотов в 20-30 млрд. долларов в ближайшие 20 лет.
Airbus, кстати, также недавно заявил, что рассматривает возможность не просто покупать металл, а передавать предварительную обработку предприятию.
Вторым крупным поставщиком металлов является металлургический завод из Каменск-Уральска (КУМЗ). Его продукцией является алюминий. При этом Airbus, закупая прокат на КУМЗ, поставляет его сразу своим другим субподрядчикам в России, которые изготавливают из него другие детали самолетов.
Среди производителей деталей и комплектующих самолета, можно выделить компанию «Хамильтон Стандарт – Наука», расположенную в Тверской области. Компания специализируется на изготовлении элементов систем кондиционирования для гражданских самолетов и, в частности, теплообменников. Агрегаты из России используются на всех модификациях не только Airbus и Boeing, но и многих типах Embraer и Bombardier. Сама компания «Хамильтон Стандарт – Наука» также является совместным российско-американским предприятием, созданным еще в 1994 году.
Сотрудничают зарубежные компании и с крупными серийными производителями самолетов в России. Так, например, корпорация «Иркут» изготавливает один из главных силовых элементов самолетов А320 – килевые балки. Поставляет иркутский завод в Европу и направляющие закрылков, и отсеки передних стоек шасси для ряда моделей Airbus. А в Воронеже на ВАСО взяли на себя задачу поставлять обтекатели для пилонов. Да и заводы общего машиностроения, такие как «Гидропривод» или «Либкхерр-Россия» включены в производственную цепочку, предоставляя управляющие цилиндры, штоки и сервопривода механизации для установки на самолеты во Францию и Германию.
В конструкторско-исследовательских сегментах можно выделить сотрудничество Airbus с инженерным центром ECAR (Engineering Center Airbus Russia), который принимал участие в создании конструкции уникальной законцовки крыла А320 NEO, а также занимается конструкторской поддержкой серийно выпускаемых самолетов.
Имеет подобный собственный конструкторский центр в России и Boeing. Представительство даже присоединилось к проекту создания наукограда в Сколково и переведения туда своего штата ученых, программистов и конструкторов.