Идея создания летательного аппарата, который мог бы, помимо всего прочего, осуществлять не только перемещение по воздуху, но умел плавать под водой - не нова. Но при этом пока даже вопрос названия данной машины может вызывать споры. Что это – подводный самолет или летающая подводная лодка? Насколько вообще возможно создание подобной конструкции, задумались сегодня в Агентстве перспективных исследований Минобороны США (DARPA).
Сразу определимся с классификацией. Американцы сегодня отдают предпочтение названию «подводный самолет» или по-английски это звучит как Subplane. Причиной такого выбора является тот факт, что подводные лодки могут передвигаться только по водной поверхности, а некоторые типы самолетов уже, помимо перемещения по воздуху, могут держаться и плавать и по воде. Дело ведь не только в названии. Дело в подходах. Поэтому за базовую основу машины принято решение все-таки брать самолет, а не подводную лотку, глубоко переработав конструкцию и научив плавать под водой.
Родоначальниками подводного самолета были советские инженеры во главе с авиаконструктором Борисом Ушаковым. Еще в 30-40-х годах прошлого века они разрабатывали проект создания трехмоторного самолета, который смог бы без проблем преодолевать по воздуху все водные преграды (как естественные, так и оборонительные) и, войдя в защищаемую зону, перейти в подводное положение и нанести удар торпедами, закрепленными под фюзеляжем. Такой способ, например, был бы очень эффективен при проникновении в бухты базирования флота противника. Вход в бухту обычно хорошо охранялся надводными и подводными минами и кораблями, а акватория самой базы была не защищена. Самолет – подлодка Ушакова мог бы приблизится к бухте с любой из сторон, а не только с моря и поразить объекты, спрятанные даже под водой. Советским конструкторам не удалось решить одну главную дилемму. Как совместить требуемую для самолета легкость конструкции с достаточным запасом прочности и массивностью корпуса подводного судна. Разработки были прекращены.
Американцы возвращались к вопросу создания гибрида самолета и подводной лодки трижды. В 1962 и 1964 годах появилось сразу два проекта, разрабатываемых компаниями Donald Read и Convair. Удалось даже создать нечто прототипа машины, но этот Subplane не мог толком ни летать, не плавать, столкнувшись с теме же проблемами, что и у советских конструкторов.
И вот с 2008 года американцы предпринимают еще одну новую попытку довести проект до логического завершения. Теперь уже к ним на помощь пришли новейшие технологии в материаловедении на основе различных углепластиков и подобных материалов. Важным будет и возможность применения компьютерных систем управления затоплением фюзеляжа, для погружения и перемещения под водой.
Очередной проблемой, с которой могут столкнуться специалисты из DARPA – это выбор типов двигателей для самолета и подводной лодки. Будут ли это общие двигатели или каждая из модификаций должна будет иметь свой – пока не понятно. Также очень проблематичным является использование привычных в авиации газотурбинных двигателей, нуждающихся в проточном поступлении воздуха. В качестве альтернативы может рассматриваться электрический двигатель, но объем и вес аккумуляторов, способных обеспечить достаточный объем электроэнергии, пока превышает возможности проекта самолета.
Вряд ли американцами движет необходимость решения какой-то практической задачи. Традиционные современные средства нападения вполне могут справиться более эффективно с поставленными перед самолетом – подводной лодкой задачами. Скорее всего, тут дело принципа и амбиций США.