ГСМ или горюче-смазочные материалы являются обязательными расходными материалами при эксплуатации авиационной техники. Вопросы появления новых (более дешевых и экологически безопасных) видов топлива обсуждаются часто и много. В то же время проблема создания новых видов авиационных масел остается в тени, хотя такой подход крайне неправильный.
Масло выполняет в авиадвигателе две функции – осуществляет охлаждение рабочего тракта и обеспечивает уменьшение сил трения в подвижных узлах. Кроме того, за счет отвода нагретого масла обеспечивается подогрев топлива, поступающего в камеру сгорания, что особо актуально в условиях эксплуатации при низких температурах. Ведь топливо также может просто замерзнуть. С другой стороны, параметры двигателей напрямую зависят от рабочей температуры и давления. Чтобы увеличивать тягу, необходимо увеличивать и температурные режимы. Именно по такому пути идут при создании новых типов авиационных двигателей, при этом, забывая о способностях смазочных жидкостей эффективно работать в более жестких условиях.
По сути, разработчики авиадвигателей могут столкнуться с такой проблемой, что дальнейшее развитие и увеличение их характеристик будет просто невозможно, пока не появятся новые типы смазочных жидкостей. И вот тут начинается самое интересное. В России в принципе не ведутся работы по созданию новых высокотемпературных сортов авиационного масла. Более того, то масло, которое выпускается сегодня, практически полностью изготавливается на основе импортируемого из-за рубежа сырья. А термоустойчивое масло не выпускается вовсе.
Мировые компании, например таже Shell, занимаются данной проблемой. У них уже есть разработки, отличающиеся высокой термостабильностью, при этом не оказывающие негативного воздействия на другие элементы масляной системы, такие как резиновые прокладки и им подобные. Но, во-первых, это масло (марка Ascender) довольно дорого, а, во-вторых, его будут поставлять для нужд собственного авиастроения. И этот фактор может значительным образом притормозить возможности нашего двигателестроительного комплекса. Тот же двигатель на истребитель пятого поколения (ПАК ФА) потребует уже в ближайшие годы появления более новых и эффективных видов ГСМ, а его пока нет. Так что вопрос, к сожалению, остается открытым.