cniisk.ru - Авиация Российской Федерации © 2022- |
Гражданская авиация
Историко-информационный сайт
 
» » Истребители и технология «Стелс»
,

Истребители и технология «Стелс»

Раздел: Технологии


Применение технологии «Стелс» (от англ. Stealth - тайный, скрытный) - одна из самых заметных тенденций в проектировании и создании новых боевых самолётов в последние годы. Однако её использование заставляет идти конструкторов на компромиссы, негативно сказывающиеся на лётных характеристиках и массе боевой нагрузки самолёта.

Сейчас существует возможность спроектировать самолёт таким образом, чтобы он был максимально невидим для радиолокатора в определённом диапазоне волн. Это можно осуществить подбором специально разработанных материалов и выбором соответствующей формы планера самолёта. Основной целью всего этого является то, чтобы рассеять большую часть излучения и энергии, за исключением направления к приёмнику радиолокатора, а оставшуюся - поглотить.

Иностранные образцы Стелс

Первым малозаметным самолётом, сконструированным по технологии «Стелс» и принятым на вооружение ВВС США, стал Lockheed F-117 A. Впервые он поднялся в воздух 18 июня 1981 года на испытательном полигоне фирмы «Lockheed» в Неваде, в условиях максимальной секретности.

По своим размерам он был довольно близок к истребителю, но выглядел довольно необычно для того времени. Характерными особенностями данного самолёта были: крыло с большой стреловидностью по передней кромке, отсутствие горизонтального оперения и наклонные кили, рулевые поверхности которых совмещали функции рулей направления и высоты. Двигатели General Electric F 404 не имели форсажных камер и были глубоко спрятаны в корневых частях крыла.

F-117 A не был истребителем, это был полноценный ударный самолёт, как и A-12 Avenger 2, создававшийся по заказу ВМС США, но не принятый на вооружение по ряду причин.

Следующим самолётом-«невидимкой», принятым на вооружение, стал бомбардировщик В-2 А, но к тому времени уже полным ходом шли испытания новых истребителей, построенных по технологии «Стелс». В рамках программы ATF ВВС США делали выбор между самолётами Lockheed YF-22 и Northrop YF-23. Было построено по два прототипа истребителей, причем один оснащался двигателями Pratt & Whithney, а второй- General Electric YF 120.

23 апреля 1991 года, по итогам этого конкурса, был объявлен победитель, им стал YF-22 с двигателями YF 119. Сегодня этот самолёт, заметно отличающийся от своего прототипа, известен как F-22 Raptor, принят на вооружение ВВС США и строится серийно.


Оснащённый двигателями F 199, с тягой 155,70 кН и управляемым вектором тяги, F-22 имеет крыло площадью 78 кв.м. Самолёт оснащён обычными органами управления, включающими элероны, горизонтальное оперение, рули направления, предкрылки и флапероны. Компрессоры двигателей скрыты изогнутыми каналами воздухозаборников, а ракеты класса «воздух-воздух» и другие виды боеприпасов скрыты во внутренних отсеках планера.

Следующее поколение самолётов было создано по программе JSF. После создания самолётов-демонстраторов, в конце 2001 года победителем конкурса стала фирма «Lockheed Martin» со своим проектом Х-35, конкурентом выступала фирма «Boeing» со своим образцом Х-32. Серийный истребитель F-35 оснащён одним турбореактивным двигателем F 119, который на модификации F- 35B (c укороченным взлётом и вертикальной посадкой), создаваемый специально для КМП США, также еще приводит во вращение вспомогательный подъёмный вентилятор, который установлен за кабиной пилота.

Но более широко технология «Стелс» используется при создании перспективных беспилотных боевых самолётах (ББС или UCAV). Отсутствие кабины пилота даёт для конструкторов более широкое поле деятельности. Работы по таким летательным широко ведутся во многих странах мира. В США были созданы следующие демонстраторы ББС: Х-45 (Boeing) и Х-47 (Northrop Grumman). В Европе - ББС «Taranis» концерна «BAE Systems» и ББС «Neuron» мультинационального консорциума «Dassault».

Российские образцы

Не отстает и Россия в работах по разработке новых типов самолётов по технологии «Стелс». Последние истребители, созданные в бывшем СССР, МиГ-29 и МиГ-27, а также их современные модификации, разработанные и выпускающиеся в России, отличаются достаточно гармоничным сочетанием всех параметров. Все эти самолёты сконструированы с полным пониманием всех возможностей технологии «Стелс», ряд которых были включены в их конструкцию. Но гораздо большее внимание проблемам снижения радиолокационной заметности было уделено при создании новых самолётов Миг-1.44, Су-47 «Беркут», опыт разработки которых использован в разработке и создании новейшего истребителя будущего ПАК-50-ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Данная машина обладает уникальными свойствами и превосходит все истребители по многим параметрам и показателям. В настоящее время проходят её лётные испытания.

ПАК-50-ФА

Недостатки технологии «Стелс»

Основной показатель радиолокационной заметности - эффективная площадь рассеивания может резко увеличиться в 20-100 раз при открытии у самолёта-«невидимки» каких-либо створок. Соответственно их приходится специально конструировать и раскрывать непосредственно перед нанесением удара по цели и сразу закрывать по его завершения.

В настоящее время конструкторами многих стран ведутся работы по созданию приборов, которые сведут все преимущества «невидимок» на нет и уже существует ряд опытных образцов. Так, например, новые модернизированные каналы обмена данными могут позволить истребителям, работая в паре, реализовать принцип «бипозиционного радара», у которого передатчик и приёмник находятся на большом расстоянии и тем самым позволяют фиксировать слабое излучение «невидимки». Сегодня проводится проектирование и разработка модулей приёмников на основе нитрида галлия. По сравнению с модулями на основе арсенида галлия, используемые сегодня они работают с более широким спектром излучения, что сводит все преимущество радиопоглощающих покрытий к нулю, которые выполняют свою функцию только в узком диапазоне волн.

Ну, а что получится и кто выиграет в этой извечной битве людей, создающих оружие и людей, создающих «противоядие» увидим скоро.



Су-37 «Беркут»

Вернуться

Всего комментариев: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Вход на сайт

  • Логин:
  • Пароль:


  Популярные статьи


  Перевод сайта


Опрос

Оцените работу движка

  Экскурсии в ЧЗО

Поездки в ЧЗОБезопасные экскурсии в Чернобыльскую зону отчуждения с интересной и увлекательной программой из Гомеля. Испытай неповторимые впечатления вместе с Припять тур.

Подробнее об экскурсии в ЧЗО

  Друья сайта
Тут может находится ваша ссылка


Популярные тэги

Использование материалов с этого сайта разрешается с активной ссылкой на источник и указанием автора Мобильная версияРасширенный поискПоиск Google