Как спасти жизни пассажиров и экипажа во время авиакатастрофы – этот вопрос не дает покоя многим конструкторам. На сегодня пока нет ни одного более менее эффективного способа. Однако, ученые не перестают работать в данном направлении. Недавно группа финских инженеров, во главе которой стоит конструктор из Молдавии Александр Балан, предложила свой вариант решения проблемы.
Система, которая может быть доустановлена на любой существующий летательный аппарат, выполняет две функции. Первая заключается во впрыске в топливо специальной жидкости, которая практически нейтрализует его способность воспламеняться. За счет чего получается такой эффект, конструкторы пока не говорят. Вторая функция – это защита тела человека от возможных механических повреждений в момент удара о землю. Здесь все гораздо сложнее. В момент срабатывания в салон самолета и кабину экипажа распределено подается специальная жидкость, которая мгновенно превращается в пену, чем то напоминающую строительную. Заполнив весь салон, пена иммобилизует (предотвращает любое движение) всех, кто находится на борту. Человек как бы оказывается в своеобразном обволакивающем коконе.
Время действия пены довольно ограничено. Уже через 30 секунд после застывания, она снова превратится в жидкость. За это время воздуха, который остался в легких и в непосредственной близости от органов дыхания будет достаточно и для взрослого и для ребенка. В итоге, при использовании подобной системы, самолет, упав, просто разрушится, не взорвавшись, а пена сохранит людей в целости и сохранности.
На практике пока подобные средства пока не испытывали, но собираются это сделать в ближайшее время. Как бы ни казалась на первый взгляд утопичной подобная разработка, она может сработать. Актуальной проблемой тут является выявление того самого момента срабатывания, когда катастрофа неминуема. Также пока неизвестно, не захлебнутся ли пассажиры в момент заполнения салона пеной. От испуга может случиться что угодно. Но самым главным вопросом при реализации подобных нововведений станет необходимость уменьшения коммерческой (оплачиваемой) нагрузки, минимум, на 20%. У самолета вес конструкции приравнивается к весу золота. Отдав до 20% прибыли в угоду безопасности, авиакомпании просто не смогут экономически выгодно работать.
Нежелание авиакомпаний терять прибыль однажды уже «похоронили» инициативу конструкторов сделать пассажирский салон в виде кокона, который в аварийной ситуации может просто опуститься на землю на парашютах. Наработки тогда проводились американцами, и система вроде бы работала. Но авиаперевозчики не дали ей быть реализованной.
Установка самой системы, предложенной финско-молдавской группой, не будет довольно затратна. Например, для гиганта А380 она будет стоить порядка 600 000 долларов при цене самого самолета в 320 млн. долларов. Хотя и такие дополнительные затраты не радуют перевозчиков. Но тут возникает вопрос, что важнее – прибыль авиакомпании или жизнь 800 человек, которые могут одновременно находиться на борту самолета. Похоже, единственный механизм, который может заставить авиакомпании пересмотреть отношение к безопасности – это сами пассажиры, и их возможность выбирать только те воздушные суда, которые отвечают данным требованиям.