Авиасалон – это не только место, на котором покупают и продают самолеты. Сюда приезжают как авиационные специалисты, так и обычные люди, которые вряд ли сходу смогут отличить Ту-204 от А320, если нет никаких надписей. Но это и делает выставку выставкой. Здесь должно быть шоу, на которое можно прийти, посмотреть на захватывающие полеты, походить внутри самолетов, набрать ярких плакатов и прикупить сувениров. Что же более всего было интересно увидеть и куда заглянуть на сегодняшнем МАКСе-2011 обычному зрителю?
1. Как минимум добраться. Если человеку удалось проникнуть на авиасалон в выходные, то можно смело считать это маленькой победой. Наиболее правильно поступили те, кто решил ехать с Казанского вокзала электричкой до Жуковского и не пользоваться личным автотранспортом. Причем спецы по МАКСу и приезжали, и уезжали чуть раньше назначенного времени, избежав, таким образом, суеты и толкотни.
2. Сразу пройдя турникеты и получив программку демонстрационных полетов, самые опытные посетители МАКСа определяли, в какое время нужно поднимать глаза в небо и посмотреть на что-то интересное. Немаловажной задачей является и определение места просмотра. Тут есть дилемма, которую каждый решал для себя сам. Смотреть с центра выставки, имея возможность между полетами пройтись по выставочным стендам, «побомбив» их на предмет бесплатных сувениров и перекусив на фудкортах, но тогда самолеты можно увидеть только в небе на далеком расстоянии. Либо забираться в самое начало полосы в дальней части выставки и просидев там безвылазно, пронаблюдать все взлеты и посадки на расстоянии вытянутой руки. Каждый выбирал для себя, что ближе, главное, что не забыли выбрать в принципе, а не просидели с пластиковым стаканчиком «Жигулевского» пива под зонтиком.
3. Увидеть воочию самый большой пассажирский самолет Airbus A380. Самолет показывали и в полете, и на статической стоянке. Чтобы попасть внутрь машины, нужно было с самого утра прийти и занять очередь, т.к. допуск внутрь осуществлялся небольшими группами. Хотя прилетевший на МАКС экземпляр не имел пассажирского салона, а был напичкан различной аппаратурой и местами работы операторов, зато сотрудники Airbus рассказывали и показывали посетителям о таких вещах в самолете, которые самостоятельно разглядеть или узнать было бы очень сложно. Демонстрационный полет А380 длился около 7 минут, но этого времени вполне достаточно, чтобы получить эстетическое удовлетворение от проходов над ВПП гиганта. Стоя в очереди в ожидании заветного допуска внутрь самолета, обязательно нужно было обсудить с соседями недостойный поступок Boeing, забравшего с выставки 787 Dreamliner прямо накануне открытия салона для массового посещения.
4. Почувствовать себя в шкуре иностранного шпиона и как можно поближе подобраться, рассмотреть и сфотографировать новейший истребитель пятого поколения Т-50 в полете. Говорят, что половина иностранных посетителей, прибывших на МАКС-2011, приехали сюда исключительно с целью узнать как можно больше о новом достижении россиян в боевой авиации. Все, кому удалось получить заветные снимки самолета, с гордостью могли рассказывать своим друзьям и знакомым, что они ЭТО видели и уже знают, что ПАК ФА – это не бессмысленный набор букв, а не что иное, как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.
5. Пробежавшись по статической стоянке, надышавшись выхлопами от работающих двигателей и наслушавшись грохота от летающих истребителей, имело смысл на какое-то время зайти и внутрь выставочных стендов. Одним из массовых мест паломничества посетителей стали стенды, на которых были установлены действующие авиационные тренажеры. Современные компьютерные и игровые приставки, по сравнению с данной техникой – детский лепет на лужайке. Вот где было развернуться настоящим геймерам. При желании и определенной доле удачи можно было забраться вовнутрь и почувствовать себя пилотом Боинга 787 «Дримлайнер», вертолета Ка-226 и даже боевого истребителя Су-30МК. Именно эти тренажеры представлялись на выставке и демонстрировали свои возможности.
6. Перемещаясь от стенда к стенду, не стоило забывать о возможности получить бесплатно целую кучу рекламной и сувенирной продукции. Чего только не предлагали участники своим зрителям. Здесь и значки, ручки, плакаты, пакеты, модельки, брелоки, конфеты и прочие жевательные элементы. Самым удачливым, а может быть незакомплексованным, удавалось выпросить даже бейсболки, футболки, часы. Существует даже определенный класс коллекционеров, которые регулярно посещают подобные мероприятия с одной целью – пополнить свою коллекцию. Но опытные посетители МАКСа сильно не усердствовали в сборе, особенно рекламной «макулатуры». Они прекрасно знали, что, во-первых, ее тяжело будет таскать за собой весь день, а во-вторых, 90% набранного обычно на следующий день отправляется куда-нибудь на дальнюю полку антресоли, так как особо не представляет ни пользы, ни интереса за пределами выставки.
7. Помнить, что МАКС – это не только самолеты и вертолеты. На выставке было представлено большое количество разных видов вооружения. Зенитно-ракетные комплексы, амуниция и стрелковое оружие, бронетехника. Любители высоких технологий поражались наработкам в области спутниковой связи, программного обеспечения и других сферах деятельности. Порою казалось, что в небе появляется даже НЛО, хотя по факту оказалось, что это была демонстрация дискообразного роботизированного дирижабля «Аэротелемост».
Дирижабли и шары вообще были представлены не только, чтобы на них посмотрели, но и даже, чтобы полетали. И если у посетителей хватало достаточно мужества и денег (полет на одного человека обходился в 1000 рублей), то можно было созерцать весь салон с высоты птичьего полета, поднявшись в небо на воздушном шаре, которых на МАКСе было целых три.
Можно было даже попробовать настоящую космическую еду. На стенде Научно-исследовательского института пищеконцентратной и промышленности специальных пищевых технологий раздавали более 150 тюбиков с различными видами космического питания. Экзотика, которую не купишь ни в каком фаст-фуде.
8. Посетить реконструкцию военно-полевого аэродрома времен Великой Отечественной войны. Аэродром имитировал период героической обороны Москвы. Там можно было рассмотреть, сфотографировать и даже потрогать такие реконструированные модели самолетов как По-2, МиГ-3, И-153, И-15бис, И-16, Ш-2, ДИТ. Причем МиГ-3 и И-16 даже летали во время демонстрационных полетов, ничем не уступая в зрелищности современного Рафаля, полет которого, кстати, очень хвалили.
Кроме самолетов на реконструкции можно было посмотреть и на танки Т-60, зенитные орудия, машины ГАЗ-АА того времени. Для желающих максимально окунуться в атмосферу второй мировой и почувствовать себя истинным авиатором, была развернута военно-полевая кухня, на которой варили гречневую кашу с настоящей тушенкой и угощали всех желающих, нанеся тем самым непоправимый удар по продавцам шаурмы и хот-догов на фудкортах.
9. Лично убедиться в мощи авиации потенциального противника в лице представителей ВВС Соединенных Штатов. На выставку прилетели легенды: истребители F-15 и F-16; самолет – летающая крепость B-52, штурмовик A-10, самолет разведчик P-3, транспортники C-5A и Galaxy KC-135. Истребитель F-15 даже показал длинную летную программу. А самое главное, что надо было сделать, так это сфотографироваться лично с представителями ВВС США, которые с большим удовольствием позировали перед камерами со всеми желающими. Кстати, среди пилотов ВВС США есть не только здоровые парни, но и милые девушки, управляющие сложной авиационной техникой. Что касается других, менее потенциальных, «противников», то внимания заслуживали и ВВС Франции со своим Рафалем и экипажем, старавшимся хоть несколько фраз, но сказать по-русски, и итальянские асы на своем непревзойденном транспортнике С-27, способным выполнять фигуры высшего пилотажа.
10. Пробежаться по местам былой славы советского самолетостроения, забравшись на трап и сфотографировавшись на фоне знаменитого сверхзвукового Ту-144, посмотреть так уж устарел и нужно ли, правда списывать Ту-134 и Ту-154М. Добравшись до «Бурана», печально покачать головой и обязательно сделать фотографию неотреставрированной стороны единственного советского космического самолета, а ныне типичного представителя «Потемкинской деревни» ЗАО «Авиасалон».
Все эти машины смотрелись особо ностальгично с учетом того, что именно в эти дни 20 лет назад перестало существовать государство, которое все знали как Союз Советских Социалистических Республик.
11. Не пропустить полеты пилотажных групп «Стрижи», «Русские Витязи», «Соколы России». Хотя сами самолеты прилетали на МАКС с Кубинки и не были доступны для просмотра на земле, но, что они показали в воздухе, захватывало дух не только у специалистов. Чего стоила только имитация воздушного боя в исполнении четверкой Су-27, пилотируемых летчиками из группы «Соколы России». Да и дебют частной пилотажной группы из Прибалтики Baltic Bees тоже удался. Только раскраска их L-39 чего стоила. Наверно на следующем МАКСе будет присутствовать подобная пилотажная группа на легких учебно-тренировочных самолетах. Только будет она российской, и летать будет на Як-130.
МАКС будет работать все выходные. Те, кто решится досидеть до самого закрытия, смогут увидеть в полете даже те летательные аппараты, которые демонстрировались только на статической стоянке. Ведь в воскресенье вечером основная масса самолетов и вертолетов разлетится по местам своего постоянного базирования, помахав на прощание крыльями МАКСу и пообещав вернуться через два года.