МАКС-2011 закончился. Кто-то облегченно вздохнул, кто-то загрустил и стал ждать и готовиться к следующей встрече через 2 года. Но у всех МАКС оставит, пожалуй, только положительные воспоминания. Данный юбилейный салон, несомненно, удался. Хотя ежедневно события подробно освещались, в «крайний» день выставки обычно подводятся ее итоги. Так было и в этот раз.
Немного статистики. В этом году в работе авиасалона приняли участие более 800 компаний из 40 стран. На статической стоянке «вживую» был показан 241 летательный аппарат, а в небо ежедневно поднималось более 90 самолетов и вертолетов, демонстрируя свои возможности в показательных полетах. За первые три дня авиасалона, считавшиеся бизнес днями, МАКС посетило более 100 000 авиационных специалистов со всех концов света. А в открытые дни такое же количество гостей прибывало на салон ежедневно.
В замках выставки проведено 25 тематических конференций, круглых столов и международных семинаров. Только пресс-конференций, на которых был аншлаг представителей масс-медиа, было более 20. И это не считая плановых и неплановых заявлений для прессы, связанных с объявлениями новых проектов и программ. Дополнительно к основной программе работы, каждый день авиасалона имел свою направленность и был посвящен какой-то конкретной проблематике или вопросам авиа-космической отрасли определенного региона.
Наиболее значимыми были «Дни вертолетов России», «День Туполева», «День Европейского космического агентства», «День Москвы».
Сегодняшний МАКС показал себя не только как грандиозное шоу, которое можно посетить, чтобы насладиться красивыми полетами или посмотреть на новые самолеты. Сегодня МАКС стал настоящей деловой площадкой мировых авиационных и смежных бизнес кругов. Те объемы контрактов, которые фигурировали в ходе авиасалона, позволяют говорить о тенденции роста, наметившейся не только в российской авиации, как таковой, но и в важности и значимости выставки на мировой арене. МАКС в Европе может с уверенностью конкурировать с таким авиасалоном как английский Farnborough, уступая пожалуй только Бурже. Планируемый Рубикон в 10 млрд. долларов перейден даже с запасом, побив достижения прошлого салона. И что самое важное, львиная доля заключенных сделок касалась именно российских самолетов для российских авиакомпаний. А возможности нового транспортно-выставочного комплекса «Россия» с высокой оценкой прошли испытания и подтвердили готовность инфраструктуры Жуковского принимать события мирового масштаба.
Если еще раз вспомнить и подытожить, чего же достиг МАКС-2011, то можно выделить в тезисах следующие события:
1)
«Объединенная авиастроительная корпорация» продала более 100 самолетов, закрепив за собой возможность, поставить еще более 130 машин на условиях опциона. Общая сумма сделок только по самолетной продукции составила свыше 12,5 млрд. долларов. Самой продаваемой машиной МАКСа стал разрабатываемый сейчас МС-21, а SSJ-100, уже успешно начавший свою эксплуатацию, укрепил свои позиции, не многим уступив «Самолету XXI века» в количестве проданных экземпляров.
2)
Вертолетная отрасль России стала выходить на достойный уровень. Только благодаря двум крупным контрактам с «ЮТЭйр» и «Газпромавиа» в ближайшее время будет выпущено 80 новых винтокрылых машин, принеся холдингу «Вертолеты России» свыше полумиллиарда долларов.
3)
Российские и совместные российско-украинские проекты нашли своих заказчиков за пределами стран СНГ. Подтверждением этого могут служить договоренности, достигнутые между «Ильюшин Финанс Ко.» и кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion на поставку 6 самолетов типа Ан-158 и компанией «Гражданские Самолеты Сухого» с индийской «Aviotech» на 20 бизнес версий SSJ-100.
4)
Российские авиакомпании уже без особых проблем закупают авиационную технику у зарубежных производителей. Интерес западных компаний к рынку СНГ и России огромен. Далеко не каждая страна может рассчитывать на такую поддержку авиационных гигантов, которую получила Россия в этом году. Участие в шоу-программе последних новинок в лице А380 и Boeing 787 тому хорошее подтверждение. Да и заключенные контракты говорят о многом. В России уже появился первый заказчик на новую и наиболее популярную модификацию А320 NEO в лице авиакомпании «Трансаэро». В ближайшее время лизинговая программа европейского концерна Airbus станет более доступна для российских авиакомпаний, благодаря участию в ней компании «ВЭБ-лизинг». Канадская Bombardier Aerospase заявила о достижении максимального результата, который планировала благодаря подписанию предварительного контракта на поставку в Россию новой линейки самолетов CSeries. «ИФК» стал первым заказчиком CS-100 и CS-300 из России.
5)
Усиливаются позиции российской авиационной промышленности и в сфере производственной кооперации. И Boeing, и Airbus увеличивают долю комплектующих, агрегатов и материалов, разрабатываемых, изготавливаемых и закупаемых в нашей стране. Что касается поддержки летной годности и поставки запасных частей для самолетов западного производства, то в ходе салона «Ростехнологии» и «ВСМПО-Ависма» заключили несколько важных соглашений, регламентирующих подобные проекты. Корпорация «Иркут», договорившись с рядом немецких компаний, среди которых знаменитый «Крупп», в ближайшее время получит новые технологические линии по сборке МС-21.
6)
Российские разработчики самолетов и производители композиционных материалов под эгидой «Роснано» достигли принципиальных договоренностей по внедрению новый материалов в авиационной промышленности. Что наиболее приятно, подобные проекты Россия становится самодостаточной в вопросах высоких технологий авиационных материалов, и может обеспечить себя всем необходимым без какой-либо поддержки от зарубежных стран.
7)
Совместные российско-украинские проекты увеличивают свои возможности и все более и более полно реализовываются в виде конкретных достижений. Можно надеяться, что необходимый портфель заказов для восстановления производства Ан-124 «Руслан» уже собран. Подписанные соглашения с авиакомпаниями «Волга-Днепр» и «Полет», с учетом ранее заявленных объемов от Министерства обороны России, позволяют начать запуск производства с гарантией экономической эффективности проекта. Да и интерес, проявленный как к Ан-140 и Ан-158, так и к новой модификации Ан-178, позволяет смотреть СП «ОАК-Антонов» в будущее с оптимизмом.
8)
В России появились свободные денежные средства, которые различные финансовые компании и банки уже без опасения готовы вложить в инвестирование авиационной отрасли и предоставления авиатехники в лизинг. «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк-лизинг», «ИФК», Новикомбанк, «Авиакапитал-Сервис» - это далеко не полный список российских лизинговых компаний, которые уже сейчас заключают договора, покупают самолеты и передают их российским перевозчикам.
Это далеко не полный перечень всего того, что стало реальностью благодаря МАКС-2011. Много было сделок по поставкам и разработкам комплектующих, программного обеспечения, перспективных разработок, сотрудничества регионов, поставки вооружений и прочего, прочего, прочего.
Хочется верить, что все достигнутые договоренности будут планомерно реализованы в будущем и следующий МАКС будут с нетерпением ждать не только профессионалы и любители авиации России, но и всего мира.