Министерство промышленности и торговли РФ подготовило самый важный и судьбоносный документ по развитию авиационной промышленности страны до 2025 года. Программа описывает не только устремления России в авиастроении, но и содержит конкретный план действий, в том числе размер бюджетных инвестиций, по ее внедрению. Документ должен был появиться еще год назад, но в апреле 2011 проект был возвращен Правительством на доработку, так как не содержал конкретики по предлагаемым мероприятиям. В Минпромторговле Программу переработали, и на днях она была обнародована.
Документ был подписан исполняющим обязанности Министра промышленности и торговли Денисом Мантуровым 8 декабря 2011 года. Основными критериями в Программе названы три пункта:
1) Доля мирового рынка гражданских самолетов, занимаемая Россией, должна составить 10%;
2) Доля мирового рынка вертолетов – 30%;
3) Объем комплектующих российского производства во всей продукции отечественного авиапрома должна составлять не менее 70%.
План можно назвать не просто амбициозным, а даже революционным. Приведенные показатели требуют, чтобы Россия стала «третьим центром мирового авиапрома наряду с США и Евросоюзом». На сегодня состояние российской авиационной промышленности оценивается, как отстающее на полтора поколения от лидирующих позиций в США и ЕС. Т.е. режим, в котором работают предприятия можно охарактеризовать, как медленное сокращение. А согласно Программе, авиапром должен за ближайшие 14 лет перейти к устойчивому развитию.
На всю Программу будет выделено финансирование в размере 1,7 триллиона рублей. Эти деньги определенным образом будут распределены между семью основными направлениями, описанными в Программе. Сюда вошли: самолето и вертолетостроение, двигателе и авиаприборостроение, Авиаагрегат строение, беспилотные и автоматические летательные аппараты, а также наука и развитие технологий.
Основной интерес вызывает глава, касающаяся самолетостроения. Согласно Программы, Правительство намеревается делать ставку именно на рынок гражданских самолетов. Среди причин такого выбора, можно выделить следующие:
1) Мировой спрос на гражданские летательные аппараты выше, чем на военные и спец самолёты;
2) Серийность производства выше, а, следовательно, себестоимость можно сделать ниже;
3) Производство военной техники (боевые и военно-транспортные самолеты) в РФ уже сегодня находится на достаточно высоком уровне и оценивается, минимум, в 20% мирового рынка. Т.е. не только не требуется поддержка государства, а даже наоборот, часть средств, получаемых военной авиапромышленностью может и должна быть перенаправлена на развитие гражданского сектор.
По конкретным проектам акценты, скажем прямо, были расставлены очень необычно, и вызвали уже ряд вопросов к чиновникам. Основными проектами названы два: Sukhoi SuperJet и MC-21. Это два семейства самолетов, а не отдельные типы. Но оба направления, даже по оценке самих аналитиков Минпромторговли, при благоприятном варианте развития позволят получить не более 6,5% доли мирового рынка гражданских самолетов. Чтобы дополнить недостающие 3,5%, в Программе указано о развертывании абсолютно нового проекта под условным названием «Самолет-2020». В рамках этого проекта должны начаться разработки каких-то новых типов самолетов, которые не были конкретизированы, за исключением указания самолетов для малой авиации.
Самый резонный вопрос, который появился у многих, почему Минпромторговли собралось сделать ставку на какой-то несуществующий проект, да еще с его помощью получить 3,5% мирового рынка, когда рядом есть более перспективные и менее затратные готовые проекты. В Программе практически ничего не сказано, как минимум, о трех крупных проектах, способных хотя бы совместно, но обеспечить требуемую долю рынка. Это Ту-204СМ, Ил-96 и Ан-148. В отличие даже от SSJ-100, а, тем более, МС-21 самолеты уже летают и довольно востребованы. Единственное, о чем было упомянуто в Программе, так это в необходимости создать систему послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации для данных типов самолетов, но это капля в море, по сравнению с разворачиванием «Самолет-2020». И где, собственно говоря, проект широкофюзеляжного самолета будущего «Фрегат Экоджет»?
Суммарно, на проекты МС-21 и SSJ-100 Россия собирается тратить ежегодно от 1,5 до 10 млрд. рублей. Такие суммы по нарастающей заложены вплоть до 2015 года. А на текущие проекты, например, тот же Ту-204 СМ или не менее интересный для рынка Бе-200, финансирование предусмотрено только до конца следующего года, и то, на уровне 40 млн. рублей на весь период.
Конечно, Программу нельзя назвать идеальной, но и чрезмерно популистской тоже. Основное, что подобная Программа появилась в принципе. Она будет еще не раз изменена и подкорректирована, и такая ситуация вполне нормальна. Главное, что есть основные критерии, приоритеты, и должно быть финансирование. Финальное решение – за Правительством РФ. Программа будет изучена, и, если особых замечаний высказано не будет, то утверждена и вступит в действие. Полный текст, скорее всего, будет доступен не ранее апреля, когда Программу официально опубликуют после подписания.