Самолет Ил-76 является одним из самых массовых военно-транспортных самолетов еще со времен Союза. Поступив в эксплуатацию еще в 1973 году, было изготовлено более 1000 экземпляров данного типа воздушного судна. Авиационная промышленность СССР неоднократно разрабатывала новые модификации и модернизировала самолет. После распада Советского Союза, серийный завод, выпускавший Ил-76, остался за границей в Ташкенте. В современной России не раз задумывались о возобновлении выпуска самолета, тем более, что потребность, как со стороны Министерства обороны, так и со стороны коммерческой авиации к Ил-76 не уменьшалась. Некоторое время назад, в рамках работы Объединенной авиастроительной корпорации был запущен проект по разработке глубокой модернизации и запуску в производство новой модификации Ил-76 на территории ульяновского авиазавода «Авиастар – СП».
Модификация получила наименование Ил-76МД-90, также известного, как Ил-476. В настоящее время на «Авиастар – СП» уже начато производство прототипов первых двух самолетов. Один из двух фюзеляжей уже готов. До конца 2011 года ОАК собирается выкатить из сборочного цеха первый летный образец, а в следующем провести все необходимые испытания и сертификацию.
Список изменений в конструкции Ил-476 очень значительный. На самолете будет установлено усиленное крыло. Его конструкция будет состоять из цельных длинномерных деталей, что позволит снизить массу на 2 тоны, при этом увеличив ресурс фюзеляжа на 15%. Уже разработана новая механизация крыла, которая значительно улучшит управляемость самолета и повысит уровень надежности. Двигатели также будут заменены. Вместо традиционных Д-36КП, будут установлены более мощные ПС-90А-76. Все эти изменения, включая замену блоков шасси, дадут возможность увеличить вес полезной нагрузки самолета на 10 тон, доведя показатель до 60 тон. Дальность полета должна возрасти почти на 30%, а расход топлива уменьшиться на 20%.
Наиболее крупные изменения произойдут в кабине экипажа. Ил-476 будет одним из первых грузовых самолетов, на котором будет внедрена «стеклянная кабина». Питерская компания «Котлин-Новатор» уже осуществила разработку пилотажно-навигационного комплекса самолета, удовлетворяющего требования «стеклянной кабины» и создала прототип рабочих мест экипажа. Вся информация выводится на жидкокристаллические дисплеи, устанавливаемые на приборных досках. Единая система электронной индикации и сигнализации позволит сократить количество экипажа Ил-476 с пяти до трех человек.
Что касается поставок Ил-476, то пока еще нет твердых соглашений. Однако, ОАК готовится представить разработки Министерству обороны России. Скорее всего, речь будет идти о закупке до 50 самолетов нового образца и передачи их в ВВС. После удачного старта военной версии, в производство должна поступить и гражданская модификация Ил-76ТД-90.