Один из самых крупных аэропортов России – «Домодедово» - был выставлен на продажу. Аэропорт разделяет первое место по значимости и пассажиропотоку со своим «соседом» по московскому авиаузлу, «Шереметьево». В отличие от других аэропортов, «Домодедово» полностью принадлежит частным структурам, причем зарегистрированным не в России, а в оффшорных зонах.
Официально государству владельцы «Домодедово» неизвестны. Еще после теракта, произошедшего в январе 2011 года, власти пытались получить официальную информацию о собственнике, но это оказалось коммерческой тайной. Хотя, те, кому это положено знать, наверняка, владеют информацией, но общественности она так и осталась нераскрытой.
По неофициальным данным аэропорт является собственностью двух человек – Дмитрия Каменщика и Валерия Когана. Первый является Председателем совета директоров, а второй Главой наблюдательного совета компании «Ист Лайн» - оператора аэропорта «Домодедово». Им же принадлежит компания DME Airport Ltd, владеющая 100% акций аэропорта, и зарегистрированная в одной из оффшорных экономических зон.
Хотя данная информация достаточно противоречива. Так, в мае этого года аэропорт «Домодедово» хотели выставить на IPO. Тогда, в заявке, которая стала доступна потенциальным инвесторам и покупателям акций, говорилось, что Дмитрий Каменщик владеет всем пакетом акций единолично. Сам бизнесмен и его структуры, естественно, никаких комментариев по этому поводу не дают.
О том, что аэропорт «Домодедово» выставлен на продажу, стало известно от представителей банка Goldman Sachs. Этот крупнейший банк из США оказывает консультации по вопросам продажи аэропорта и работает с потенциальными покупателями.
Причиной, которая побудила владельцев «Домодедово» расстаться с акциями, называют затянувшийся конфликт между государственными чиновниками и собственно аэропортом. Все началось еще с 2004 года. Еще тогда в Росимуществе возникли сомнения в законности договора аренды комплекса. Потом вопрос немного спал и возник с новой силой после происшествий в декабре 2010 – январе 2011 годов. Государство активно начало выяснять истинную структуру владения аэропортом, и, столкнувшись с закрытостью информации, вообще заговорило о правомерности прав собственности такого значимого авиаузла. Тогда же появились претензии об уклонении от уплаты налогов за счет использования оффшорных схем.
Хотя, указанные причины могут быть косвенными, и у владельцев совсем другие намерения, но конфликт с государством, по мнению экспертов, значительно занижает привлекательность для новых собственников и, как итог, цену пакета. С ценой, вообще, многое непонятно. По заключению IPO стоимость аэропорта может быть оценена в диапазоне от 3,5 до 7,5 млрд. долларов. По мнению одного из лидеров российского инвестиционного рынка, компании «БрокерКредитСервис», «Домодедово» нужно начинать оценивать от суммы в 1 млрд. долларов и далее повышать ставки по аукционному принципу. Хотя миллиард, явно недостаточная сумма для аэропорта, потому что примерно столько был доход только за прошлый 2010 год.
Что касается потенциальных покупателей, то они есть. Причем, интерес к аэропорту российский бизнес проявлял неоднократно. Сегодня называются три потенциальных покупателя. Это структуры, близкие к бизнесмену Сулейману Керимову, Сбербанк и холдинг «Базовый Элемент». Причем два последних потенциальных покупателя ведет разговор о совместном проекте управления аэропортом с привлечением в консорциум Changi Airports компании, управляющей крупными аэропортами во всем мире.