Уральский завод гражданской авиации является авиационно-ремонтным предприятием, выполняющим весь спектр технического обслуживания силовых установок для вертолетов типа «Ми» и «Ка». УЗГА располагается в Екатеринбурге, и считается не очень крупным предприятием даже в мерках авиационной отрасли. Однако, недавно этот завод оказался в центре внимания из-за так называемого шпионского скандала.
Следственные органы выявили на заводе многочисленные факты хищения и разглашения коммерческой тайны. Два сотрудника УЗГА на протяжении четырех лет (с 2008 по 2012 годы) передавали на сторону техническую документацию, касающуюся испытательных стендов вертолетных двигателей. За эту информацию сотрудники получили около 10 000 долларов. Покупателем чертежей и прочей документации была компания из Колумбии, название которой оглашено не было. Вся информация пересылалась по каналам обычной электронной почты.
Правоохранительные органы признали данную информацию «Для служебного пользования», т.е., подпадающей под понятие «коммерческая тайна». Ее разглашение является уголовным преступлением согласно статьи 183 УК РФ. Суммарный ущерб, полученный предприятием, был оценен в 2 млн. рублей.
На днях состоялось судебное заседание, на котором слушалось данное дело. Чкаловский районный суд Екатеринбурга признал деятельность обвиняемых преступной и вынес приговор. Один из сотрудников был приговорен к штрафу в 80 000 рублей, а другой – в 70 000 рублей. При этом, оба обвиняемых не должны занимать в течение года любую должность, связанную с доступом к информации «Для служебного пользования».
Данный шпионский скандал был неоднозначно прокомментирован различными специалистами авиационной отрасли. Одни высказывались, что наказание довольно мягкое и не отвечает нанесенному ущербу. Другие вообще выражают удивление, что именно могло заинтересовать иностранные компании в технических документах УГЗА. Те стенды, которые есть на заводе, давно морально устарели, и вряд ли имеют реальную ценность на рынке. Если сотрудникам удалось продать эту «неликвидную» информацию, то их нужно не судить, а, наоборот, назначить руководителями отдела продаж или маркетинга. Конечно, подобные высказывания ни что иное, как сарказм, но определенная доля истины в них, видимо, есть.