Вопрос замены Ан-24 снова и снова заставляет возвращаться к обсуждению возможности эксплуатации самолетов типа ATR-42 / 72 на неподготовленных грунтовых аэродромах. Ведь у турбовинтовых «двадцать четверок» нет особой альтернативы на современном рынке. Ан-140, производство которого так до сих пор и не вышло на запланированные обороты, и франко-итальянские ATR на 52 и 72 пассажира.
Все остальные машины – это либо б.у. типа Fokker-50, EMB-145 или Saab-340, производство которых уже завершено, либо неоправданно дорогие канадские Dash Q-200, либо новичок рынка – китайский МА-60, к которому все относятся с определенной долей скептицизма, серьезно российскому рынку не помогут.
Но про использование ATR-42 / 72 на грунтовке неоднократно высказывались определенные опасения. Самолет предназначен для бетонных полос и может просто повредиться при взлете и посадки из-за попадания посторонних предметов с полосы в зону действия винта и двигателя.
Несмотря на этот факт, 16 января Авиационный Регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) все-таки выдал подтверждение сертификата типа, как на самолеты ATR-42, так и на удлиненную версию - ATR-72. Тем самым компетентный российский сертификационный орган признал возможность эксплуатации самолетов с грунтовых аэродромов.
Сегодня ATR-42 / 72 массово используются двумя российскими авиакомпаниями, летающими по неподготовленным аэродромам. Это ЮТЭйр и Таймыр (сейчас летает под брендом NordStar). Суммарно – это 19 самолетов ATR-42 и три «72» машины. Но, согласно сайтов авиакомпаний, на рейсах, которые летают на грунтовку, данные самолеты не используются, а до сих пор применяются только Ан-24.
На основании каких данных эксплуатации или тестовых полетов АР МАК признал ATR годными для российских аэродромов – неизвестно. Но хочется надеяться, что решение было признано осознанно и самолеты все-таки справятся с суровыми условиями эксплуатации. Не стоит забывать и о низких температурах, которые, как и грунтовые полосы, могут существенно ограничить возможности самолета.
В любом случае, сертификаты получены. Насколько это поможет российским региональным авиакомпаниям, покажет время. Ведь производство новых ATR также достаточно перегружено, и придется все равно смотреть на рынок б.у. самолетов.