Если на объявления о предварительном соглашении на покупку самолетов прилетает лично Президент Соединенных Штатов, чтобы принять участие в церемонии, значит, произошло что-то экстраординарное. Так оно и есть на самом деле.
Не успели утихнуть хвалебные речи в адрес американской самолетостроительной корпорации Boeing после удачного заключения ряда крупных контрактов в ходе закончившегося на прошлой неделе авиасалона Dubai AirShow-2011, как компания снова стала новостью номер один не только в авиационных, но и в деловых кругах планеты. На сей раз речь идет о самой крупной сделке в истории авиации на закупку летательных аппаратов. Только вдумайтесь, 380 самолетов на сумму более 35 млрд. долларов США. Такая сделка грандиозна даже для Boeing. На торжественные мероприятия по оглашению результатов сделки прилетел Барак Обама. Все проходило на индонезийском острове Бали.
Самолеты решила приобрести индонезийская авиакомпания PT Lion Mentari Airlines (далее Lion Air). Это самая крупная частная авиакомпания в Индонезии и официально называет себя лоукост перевозчиком. Компании всего 12 лет. Почти все маршруты авиакомпании являются внутренними, покрывающими значительную территорию островного государства. Только четыре направления из 60 являются международными. Самое интересное, что компания входит в черный список и не имеет права работать на территории Евросоюза. И вот эта авиакомпания покупает самое большое в истории количество самолетов.
Если быть более точным, то контракт состоит из двух частей. Твердого заказа на 230 самолетов и опциона еще на 150 летательных аппаратов. Все самолеты – типа Boeing 737 новейших модификаций. В твердый заказ входят 201 единица Boeing 737 MAX и 29 самолетов Boeing 737-900 ER. Модификация Boeing 737 MAX – это еще более улучшенная версия Boeing 737 NG, на которой был заменен тип двигателя (установлен еще более экономичный CFM International LEAP 1-B) и проведен ряд доработок для снижения стоимости эксплуатации. Boeing 737-900 ER – классическая «900-ка» (самый вместительный самолет 737-й серии) с увеличенной дальностью полета.
Данный контракт не является первым между Boeing и Lion Air. Флот быстрорастущей компании уже состоит из 75 самолетов, основная масса которых это Boeing. Кроме того, в 2005 авиакомпания стала стартовым заказчиком на Boeing 737-900 ER. Имеются у компании и ранее подписанные контракты на Boeing 737 NG. До подписания данного соглашения портфель заказов авиакомпании уже составлял 115 самолетов, а теперь даже без учета опционов он приблизился к полутысяче. Для сравнения, сегодня флот Аэрофлота насчитывает порядка 110 самолетов, а до конца 2020 его увеличат еще на 130 самолетов, но он все равно будет гораздо меньше, чем флот Lion Air.
Начало поставок по контракту запланировано на 2017 год.
Нельзя не согласиться с Бараком Обама, который заявил, что потенциал Азиатско-тихоокеанского региона сегодня гораздо выше, чем в любом другом регионе мира. Покупательская возможность и объем перевозок в Америке и Европе значительно «просел», когда Азия показывает значительный рост. Это видят и российские самолетостроители, которые также заключили уже ряд перспективных контрактов на поставку своих новых разработок с Малайзией и Индонезией.