История со специальным учебно-тренировочным аэродромом, имитирующим загнутую палубу авианосца и известного как НИТКА, длится уже давно. Данный аэродром находится на территории Украины в Крыму, но там он не особо востребован. В стране нет необходимости в таком количестве летчиков палубной авиации. Долгие годы основными потребителями услуг учебного центра были ВВС РФ. В России подобного сооружения не было, вот и были вынуждены летать на арендованных полосах в Украине. После очередного поднятия цен Украиной, российская сторона все же приняла судьбоносное решение, и построила собственную аналогичную полосу в Ейске.
Казалось бы, все и обсуждать более нечего. Но оказалось, что украинская и российская НИТКИ сами того не желая, стали друг другу конкурентами на мировой арене. Ведь вопрос подготовки летчиков палубной авиации актуален и для других стран, в особенности для Китая и Индии. Теперь представители обеих стран начали спор, чей из аэродромов будет выбран иностранными клиентами. Украина, в лице Заместителя министра обороны Можаровского, уже объявила о начале переговоров с представителями ряда стран по передаче в аренду своей НИТКИ.
Российская сторона пока ни как не комментирует свою позицию в отношении уникального учебного аэродрома. С одной стороны, данный объект остро необходим собственным ВВС и ВМФ, или зачем его вообще создавали, с другой – отказываться от возможности получить дополнительную прибыль, тоже неправильно. Кроме того, наличие собственного учебного «палубного» аэродрома – это дополнительный плюс для иностранных заказчиков, выбирающих российские модели боевых самолетов корабельного базирования. Тут нужно все очень хорошо взвесить, а, самое главное, попытаться организовать учебный процесс так, чтобы места и времени на ейской НИТКЕ хватало и россиянам и курсантам из других стран.
Представители Китая и Индии пока никак не высказывались по поводу возможного выбора. Если у Индии особо нет вариантов, и стране придется определяться, с кем сотрудничать, то Китай может пойти по российскому сценарию, построив аналогичный объект у себя сам. По крайней мере, в печати такая информация появлялась. Шансов у России, конечно, больше, чем у Украины, хотя бы потому, что палубные истребители поставляются отсюда. Но и Украина на этот раз может устроить международный демпинг, тем более, полоса простаивает. Стоит лишь надеяться, что и российской, и украинской сторонам удастся договориться и не конкурировать на внешних рынках, а рационально сотрудничать.