Китай давно прославился своей любовью к копированию. Любая продукция, которая вызывает интерес у нашего дальневосточного соседа, после покупки первой партии подлежит исследованию китайских инженеров и последующему копированию на собственных производственных мощностях. Не стала исключением и авиация. Еще в году существования Советского Союза Китай применял подобную практику. Купив первую партию самолетов, китайцы анализировали, могли ли они сделать самолет самостоятельно. Если могли – налаживали производство, не могли понять всех тонкостей конструкции – вынуждены были продолжать закупать самолеты.
История повторяется и сегодня во взаимоотношениях с Россией. Наибольший интерес у Поднебесной вызывают наработки нашей страны в области боевой истребительной авиации. За примерами ходить далеко не надо. Китайский истребитель J-10 – это полная копия Су-27, J-11 – Су-30, а FC-1 полностью повторил МиГ-29. Все эти истребители тем или иным путем попадали к китайцам в натурных образцах. Обычно, самолеты им продавались из республик бывшего Союза.
Немного нестандартная ситуация получилась с самолетом Су-33. Его китайцы копировали на основе опытного образца Т10К, который попал к ним из Украины. Не обошлось тут, видимо, и без утечки чертежей и определенных наработок. Китайцы создали свой J-15, и чтобы сравнить два образца попытались закупить в России несколько экземпляров серийных Су-33. Но в этом Китаю было отказано в связи с возможной утечкой информации.
И теперь очередной неприятный инцидент. Китайцы скопировали очередной российский самолет. Им стал истребитель Су-30МК2. Его китайский аналог, получивший название J-16, на днях даже был официально показан представителям средств массовой информации. Собственно, информация одного из гонконгских военных изданий рассказала общественности об этом. Самолет был создан на заводе компании Shenyang Aircraft Co. Китайцы даже не скрывают, что целенаправленно копировали российскую боевую машину. По информации гонконгского издания несколько Су-30МК2 были официально куплены Китаем в России еще в середине 2000-х годов.
В Китае существует такая практика, что каждый новый тип боевых самолетов в первую очередь поступает на вооружение в Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая. Там, пройдя апробирование, принимается решение о дальнейшей судьбе типа самолета. Так было и с Су-30МК2. Военные специалисты самолет приняли и потребовали создать его копию в Китае.
В конструкцию J-16 были внесены некоторые изменения. Фюзеляж самолета был взят от J11BS (базовый Су-30), а вот вооружение претерпело определенные изменения. Самолет был модифицирован для ведения борьбы с надводными целями с помощью противокорабельных ракет китайского производства. В остальном J-16 – это полная копия Су-30МК2.
Хотя уже изготовлена первая партия J-16 в количестве 24 самолетов, в войска они пока не поступили. По крайней мере, в ВМФ Китая их точно нет.
Конечно, практика отказа в официальной продаже самолетов особого смысла не имеет. Во-первых, самолеты строят, чтоб потом продавать, а, во-вторых, какой смысл, если рано или поздно Китай получит образцы из другого источника. Как бороться с пристрастием Китая к копированию – проблема не только авиации и России, но и любой другой мировой отрасли. Но одно стало однозначно понятно: уровень технического развития в стране достиг очень больших высот. Но если у КНР получается копировать подобные самолеты, то возникает резонный вопрос, а зачем вообще копировать, если можно создавать свой уникальный самолет. Но, видимо, такова суть современного Китая.