Авиакомпания «Ямал» сообщала о своих планах по расширению флота совсем недавно. Как известно, в состав авиакомпании входят девять Boeing 737-400, и их количество будет доведено до двенадцати. Появятся четыре новых Bombardier CRJ-200 и несколько Airbus А320. Перевозчик выводит из эксплуатации Як-40 и Ту-134. Нормальная практика для типовой российской авиакомпании среднего уровня. Но кроме закупки западной авиатехники, «Ямал» решил продлить эксплуатацию самолетов Ан-24 и Ан-26, так и не найдя им адекватной замены, способной выйти на местные маршруты авиакомпании.
«Ямал» летает не только на федеральных маршрутах. В сетку авиакомпании входят такие пункты назначения, как поселки Тарко-Сале, Красноселькуп и ряд других. Площадки этих маленьких аэродромов являются неподготовленными для приема большинства региональных самолетов, за исключением проверенных антоновских машин. С другой стороны, доставка пассажиров и грузов в эти удаленные пункты назначения имеет социальный характер. Поэтому авиакомпания приняла решение оставить в эксплуатации Ан-26 и Ан-24, проведя их модернизацию, как того требует вступающее в силу с начала 2012 года авиационное законодательство.
Самолеты будут доработаны и на них установят системы предупреждения столкновения в воздухе и системы предупреждения приближения земли. Работы ведутся уже сейчас, и до конца года их планируется завершить. По словам руководства авиакомпании, стоимость работ по каждому самолету составила порядка 10 млн. рублей. Всего будет переоборудовано три самолета.
На этой неделе стало известно еще об одном событии, в центре которого оказалась авиакомпания «Ямал». На этот раз дело касается не самолетов, а политики авиакомпании в отношении пассажиров. Как выяснилось «Ямал» внедрил практику использования так называемых «черных списков». В подобные списки вносятся данные пассажиров, которые, по мнению компании, являются неблагонадежными и не могут быть допущены к перевозке на бортах «Ямал».
Что является критерием попадания человека в подобный список – пока не известно. Скорее всего, речь идет о непристойном поведении во время предыдущих рейсов. Понять, конечно, авиакомпанию можно. Но существует определенное Конституцией право на свободное перемещение граждан, нарушать которое запрещено. Для ограничения необходимо соответствующее решение суда. А теперь в суде будут разбирать уже данный прецедент с точки зрения нарушения авиакомпанией антимонопольного законодательства.
Кто прав, а кто нет, станет понятно 11 ноября, когда рассмотрение дела пройдет в Салехардском суде. Вот только если вина авиакомпании будет доказана, сумма компенсаций может быть соизмерима со стоимостью переоборудования одного самолета для местных авиалиний. Лучше бы данные деньги пошли на этот проект.