Черный (т.е. незаконный) рынок есть во многих областях деятельности человека. К сожалению, и авиация тому не исключение. В России, да и ряде других стран СНГ, существует целая система, незаконно торгующая авиационными запчастями и комплектующими по поддельным документам. И зачастую клиентами и покупателями на черном рынке выступают и крупные авиапроизводители или авиаперевозчики. Оно и понятно, черный рынок предлагает запчасти дешевле, да и не всегда сразу понятно, что предложенная продукция, по сути, является контрафактной.
В России уже разгорался очень крупный скандал, причем на мировой арене, когда Алжир отказался от партии поставленных истребителей МиГ-29, когда обнаружил, что на 12 самолетах первой партии, вместо новых комплектующих, были установлены старые, но с поддельными паспортами. Тогда самолеты вернули, и сделка на более, чем 1 млрд. долларов была разорвана. Виной всему стал один из поставщиков РСК МиГ, продавший старые запчасти под видом новых, только с поддельными документами. Это было еще в 2007 году. Но ситуация получила продолжение и сегодня, когда были выявлены еще три фирмы, принимавшие тогда участие в поставках контрафакта для алжирского заказа. Сейчас это дело уже передано в суд.
Борьбу с подобными «предпринимателями» ведет Федеральная служба безопасности России. Она пытается выявлять людей и компании, предлагающие авиационные запчасти, которые не имеют понятного источника происхождения. Ведь, в основном, контрафактные изделия на черный рынок поступают от лиц, которые их похитили либо со складов войсковых частей или гражданских авиакомпаний, либо с производственных площадок. Запчасти могут годами храниться где-то в укромном месте, и только потом поступить на рынок. Но состояние запчастей, их ресурс оставляют желать лучшего. В поддельных документах они идут как новые. Вот такие случаи и пытаются выявить в ФСБ.