Проблема нехватки пилотов для гражданской авиации в России решается по-разному. Одни авиакомпании буквально ведут «охоту за головами», переманивая персонал конкурентов, другие обращаются к Правительству с просьбой пересмотреть Законодательство и получить разрешение нанимать не российских пилотов, третьи создают свои собственный летные школы, готовя пилотов из подрастающего поколения. Недавно и «Аэрофлот» запустил совместно с Росавиацией программу по созданию «Авиационной школы «Аэрофлота». Но занятия в этой школе могут не начаться с 1 сентября и причина тому банальна – отсутствие финансирования со стороны государства.
Основной идеей создания «Авиационной школы «Аэрофлота» является подготовка летного персонала из людей, которые не имеют никаких базовых знаний в летной деятельности. Записаться в школу мог любой желающий, успешно пройдя необходимый уровень медицинского обследования. Подготовка состоит из двух этапов. Первый – это базовое обучение основам летной эксплуатации воздушных судов в специализированном Высшем авиационном училище гражданской авиации, которое находится в Ульяновске, а потом прохождение подготовки на конкретный тип воздушного судна в «Аэрофлоте». Весь курс рассчитан на два года: полтора – общая подготовка, полгода – специализированная подготовка. По окончанию обучения все курсанты получили бы пилотские свидетельства с правом выполнения полетов в составе многочленных экипажей (свидетельство MPL).
Любое обучение имеет свою стоимость. Курсанты летной школы «Аэрофлота», набор которых был начать еще в начале весны 2011 года, подписали контракт, согласно которого затраты на свою переподготовку в «Аэрофлоте» они обязаны оплатить, получив кредит и компенсировать за счет удержания части заработной платы при последующем трудоустройстве в компании. А стоимость обучения в Ульяновске должна была быть оплачена государством за счет бюджета по распределению финансовых средств Росавиацией. Но денег на счету Ульяновского училища ГА на сегодняшний момент нет.
«Авиационная школа «Аэрофлота» набрала уже около шести сотен претендентов на обучение, но ситуация складывается таким образом, что проект не будет осуществлен. Остается открытым вопрос, а как же договаривались два крупных представителя российской авиации между собой, и почему так получилось, что вопрос финансирования начальной подготовки так и не был решен. По мнению Росавиации бюджет должен финансировать обучение только тех курсантов, которые идут в училище на общих основаниях, а если «Аэрофлоту» нужны свои курсанты, то авиакомпания в состоянии оплатить их обучение самостоятельно.
Вопрос так и остается пока открытым. Инициативная группа школы написала уже соответствующие запросы и Премьер-министру России, и Министерству транспорта.