Вопрос, связанный с доступом государства к информации о фактических владельцах российских аэропортов, был поднят после совершения теракта в январе этого года в Домодедово. Тогда Президент потребовал, чтобы наказание за нарушение требований обеспечения безопасности понесли не только рядовые сотрудники, но и высший эшелон управления, включая собственников аэропорта. Но Генеральная прокуратура столкнулась с закрытостью информации о фактических собственниках Домодедово. Дело в том, что аэропортом владеет ряд оффшорных компаний, не попадающих под юрисдикцию российского законодательства.
Весной история получила новый виток развития. Министерству транспорта было дано указание, изучить возможность и целесообразность пересмотра законодательства на предмет внесения в него запрета на получение в собственность российских аэропортов зарубежными компаниями. Собрав комиссию, в состав которой вошли, как представители Минтранса, так и Министерства по экономическому развитию, комиссия начала консультации со всеми участниками рынка и изучила подобные примеры в законодательстве других стран. Позже к проекту был подключен Федеральный антимонопольный комитет. Результаты работы комиссии стали известны в письме от Министра транспорта России Игоря Левитина на имя Президента.
Согласно мнению Министерства транспорта, ограничивать возможность привлечения зарубежных инвестиций в авиатранспортную отрасль страны не имеет смысла. Иностранные компании являются собственниками аэропортов не только в России, но и по всему миру, и вносить такое ограничение в авиационное законодательство России не будут. Что касается оффшорных компаний, то они точно также попадают под классификацию иностранных компаний на общих основаниях. Другое дело касается раскрытия информации, кто непосредственно является владельцами иностранных оффшорных компаний, претендующих или владеющих российскими аэропортами. Эта информация будет впредь являться открытой для всех государственных структур России. Норма будет внесена в Федеральные авиационные правила.
Ни для кого не секрет, что за иностранными оффшорными компаниями часто стоят собственники, являющиеся гражданами России или российскими юридическими лицами. И данные лица, в будущем, будут нести непосредственную ответственность за соблюдение норм и требований обеспечения безопасности на своих объектах.