Овербукинг представляет собой стратегию продаж авиационных билетов, при которой общее количество проданных на рейс мест превышает реально существующее в самолете. Это связано с тем, что по статистике от 3 до 7% пассажиров, купивших билет, по факту, либо не является на рейс, либо опаздывает, либо просто сдает билет, отказываясь от перелета буквально перед рейсом. Перевозчики хотели бы не упускать возможность довести загрузку до 100%, и для этого вариантом решения как раз и является овербукинг.
Данная стратегия не является новой, она была известна давно, но авиакомпании не применяли ее массово. Стоит отметить, что в авиационном законодательстве, в том числе и российском, понятие overbooking не описано, т.е. его просто не существует. Однако существует оговорка, что если пассажир не смог улететь по купленному билету, авиакомпания обязана с ним взаимодействовать по решению вопроса и обеспечению вылета в дальнейшем. Так и происходит.
Существует еще один вид овербукинга, так называемый скрытый овербукинг. Суть его заключается в том, что авиакомпания не продает большее количество билетов, а непосредственно перед вылетом меняет тип самолета на меньший по вместимости, себестоимость которого меньше. Таким образом, часть пассажиров снова может не попасть на рейс.
Сегодня стратегия продажи большего количества билетов становится массовым явлением, причем, не только в России, но и в мире. Хотя авиакомпании отрицают использование «сознательного» овербукинга, все чаще и чаще можно встретить жалобы пассажиров, купивших билет и не попавших на рейс. А это – лучшее доказательство подобной стратегии.
Конечно, авиакомпания перевезет пассажира ближайшим следующим рейсом, обеспечит водой и питанием, как того требует законодательство, но человек не попадет вовремя туда, куда ему необходимо. Но таковы реалии сегодняшних пассажирских перевозок.
Чтобы избежать подобных явлений, самым действенным способом является ранняя регистрация на рейс. Купить билет и зарегистрироваться на рейс – не одно и тоже. Если регистрация прошла, авиакомпания уже никак не сможет оставить пассажира в аэропорту вылета. Тем же, кто попал в ситуацию с овербукингом можно порекомендовать требовать от авиакомпании дополнительных льгот за задержку вылета. Это может быть повышение класса перелета, скидки на следующие билеты, бонусы на карту постоянно летающего пассажира. Авиакомпании часто готовы пойти на это.