Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) являются одним из необходимых элементов управления в условиях современной военной тактики ведения боевых действий. За последние тридцать лет многие страны, в том числе и Россия, на практике опробовала эффективность применения самолетов ДРЛО и в качестве самолетов разведки и наведения ударных частей, и в качестве летающего штаба. Например, военные конфликты в Афганистане и Чечне проходили с активным использованием самолетов и вертолетов ДРЛО.
Основу авиации ДРЛО в ВВС России составляют самолеты А-50, разработанные на основе самолетоносителя Ил-76. Если, с точки зрения самого самолета, как летающего объекта, А-50 вопросов не вызывал, то его внутренняя радиолокационная и остальная приборная «начинка» уже давно устарела и требовала модернизации.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева и питерский концерн радиоприборостроения «Вега» начали совместную разработку новой модификации самолета ДРЛО, получившего обозначение А-50У, в 2008 году. К концу 2009 модификация была доработана на бумаге, но по ряду причин переоборудование боевых машин, находящихся в строевых войсках было начато только недавно. И вот на этой неделе первый модернизированный А-50У был передан представителям ВВС и уже совершил перелет к месту своего постоянного базирования.
Новая модификация А-50У существенно отличается от своего предшественника. Об этом высказались не только разработчики, но и сами военные. Основным элементом, который затронула модернизация, стал радиотехнический комплекс, а точнее, его элементная база. Ведь самолет ДРЛО – это не только оборудование летного экипажа. На борту находится большое количество рабочих мест различных операторов (до 10), осуществляющих поиск, наведение и управление различными объектами с помощью радиолокационного и навигационного оборудования. И вот эти места существенно доработали. Ведь теже стойки в А-50 были оборудованы устаревшими электронно-лучевыми трубками, а на А-50У их заменили жидкокристаллическими дисплеями. Полностью заменена система радиосвязного оборудования.
Позаботились разработчики и об удобстве работы экипажа (как летного, так и технического) во время полета. На А-50У появился, наконец, туалетный модуль и блок буфетного оборудования. Даже был установлен небольшой отсек вахтового отдыха экипажа.
Первый самолет поступил на боевое дежурство, а его место в цехах ТАНТК занял следующий А-50, который передадут в войска уже в следующем 2012 году. Сегодня на вооружении ВВС стоит 19 самолетов ДРЛО А-50. И темпы их переоборудования в А-50У крайне желательно ускорить.