Министерство экономики РФ опубликовало проект изменений Воздушного кодекса, который был подготовлен совместно с Министерством транспорта. Основной идеей преобразования кодекса стало введение понятия «невозвратный билет». Таким образом, оба министерства рассчитывают повлиять на ценообразование в авиационных перевозках и значительно сократить стоимость билетов.
Согласно существующего сегодня законодательства, все продаваемые авиабилеты являются возвратными. Т.е. купив билет, пассажир может его вернуть, гарантировано получив 100% стоимости. Только в случае возврата билета менее чем за сутки до выполнения рейса, будет удержан специальный сбор, не превышающий 25% стоимости.
Но авиакомпании не хотят нести потери из-за возвратов билетов, и закладывают среднее значение ожидаемых потерь в стоимость изначально. Таким образом, «добросовестные» пассажиры вынуждены оплачивать дополнительно риски авиакомпаний, связанных с возвратом билетов посторонними людьми.
В Министерстве транспорта решили подсчитать, сколько реально теряют авиакомпании на обязательном выкупе возвратных билетов. Взяв за основу статистику по пяти российским авиакомпаниям, на которые приходится порядка 70% всех выполняемых рейсов, данная сумма составила 23 млрд. рублей в год или 8% от общего количества проданных билетов. И примерно такая сумма разделяется на всех пассажиров, и тех, кто сдает билеты, и тех, кто садится на борт. Но это довольно большая сумма, которую необходимо сократить.
Заставить авиакомпании снизить добровольно стоимость, убрав компенсацию рисков, Министерство транспорта просто не сможет. Поэтому было принято решение ввести в законодательство понятие «невозвратный билет». Теперь любая авиакомпания имеет право наряду с возвратными, продавать до 30% и невозвратных билетов. Т.е. таких билетов, при сдаче которых с пассажира будет удержано гораздо больше. При этом, после сдачи невозвратного билета, авиакомпания имеет право его снова продать другому человеку за полную стоимость. Стоимость невозвратного билета, естественно будет ниже, чем того билета, который можно будет вернуть со 100% компенсацией.
Подобная практика широко распространена в Европе. Ведь если человек твердо знает, что улетит, то зачем ему переплачивать. Введя подобную возможность в России, министерства рассчитывают сократить ежегодную стоимость авиабилетов примерно на 7 млрд. рублей. Для сравнения, годовой объем государственной компенсации по субсидированию авиаперевозок с Дальнего Востока составляет порядка 2,5 млрд. рублей. Т.е. введя невозвратный билет, можно будет не только обеспечить жителей Дальнего Востока дешевыми билетами, но и помочь калининградцам. При этом, еще и останется запас.
Насколько будет эффективна программа – покажет время. Ведь многое зависит и от самих авиакомпаний. Они же должны пересмотреть ценообразование и снизить его. Но контролировать данный процесс будет достаточно проблематично. Остается надеяться только на порядочность авиаперевозчиков. Хотя есть еще и законы рынка, и они, возможно, и смогут заставить авиакомпании снижать цену.