В России много говорят о необходимости развития объемов пассажирских авиаперевозок. Уже некоторые оперируют цифрами, которые утверждают, что в России достигнут объем, соответствующий уровню 30-летней давности, т.е. объему перевозок в СССР. Но все эти цифры и тренды, не более чем теоретические выкладки, которые могут существенно не совпадать с ситуацией на практике. Чтобы однозначно понять, будет ли значительный объем пассажироперевозок в России, стоит обратить внимание именно на целевую аудиторию – пассажиров, и убедиться, что им эти перевозки действительно нужны.
Любая авиакомпания делит всех пассажиров по следующим категориям: бизнес-пассажиры, пассажиры-туристы и случайные пассажиры. К первой группе относятся все те, кто летает по так называемой производственной необходимости и оплату их перевозок осуществляет не сам пассажир, а компания или организация. Группа «туристы», в основном формируется при участии туристических агентств, которые и являются заказчиками рейсов. Группа «случайные пассажиры» - это те, кто летает на нерегулярной основе по частной необходимости.
Львиную долю всего объема составляют именно бизнес-пассажиры. На эту группу, в среднем, приходится до 70% объема всех продаваемых авиабилетов. «Туристы» составляют порядка 25%, а «случайные пассажиры» - не более 5%. Если говорить о неминуемом росте регионального пассажиропотока, необходимо быть уверенным, что именно эти перевозки будут востребованы первой группой.
Теперь стоит взглянуть на ситуацию с бизнес коммуникациями внутри России. Львиная доля компаний или головных офисов, принимающих решение, находятся именно в двух столицах и нескольких крупных федеральных центрах. Т.е. деловые перевозки осуществляются из региона в центр и обратно. Говорить о том, что бизнесу нужны крупномасштабные перевозки между регионами, просто не приходится.
Некоторые эксперты считают, что рост региональных авиаперевозок будет обусловлен ростом покупательской способности среднестатистического гражданина. Но, даже если покупательская способность и растет, не стоит забывать, что самостоятельное решение о покупке авиабилета (а не железнодорожного, например), принимают только те, кто попадает в группу «случайные пассажиры», а это всего 5%. Конечно, частные предприниматели и собственники бизнеса тоже летают на самолетах, но они не делают «погоды» в группе бизнес-пассажиров. А туристы, в основном, летают на международных, а не внутренних региональных рейсах.
Так что заявления типа «в России ожидается массовое повышение спроса на региональные перевозки», могут рассматриваться с большой долей скептицизма. Пожалуй, кроме социальных рейсов в труднодоступных регионах и рейсов между регионом и столицей особого роста не будет. По крайней мере, в ближайшее время.