Третий день МАКСа можно называть экватором или даже апогеем. Активность достигла своего максимального уровня и постепенно идет на спад. Ведь начинаются так называемые public days, когда на выставку пустят всех желающих, и тогда основной задачей станет имиджевая реклама. Но 29 августа все усилия были сосредоточены пока именно на бизнесе. И событий, достойных внимания, опять было немало.
Сдавать самолеты в эксплуатацию заказчику во время авиасалона стало хорошей традицией. Не преминули воспользоваться ней и представители компаний «Гражданские самолеты Сухого», подгадав передачу первого самолета SSJ-100 с увеличенной дальностью полета авиакомпании «Газпром Авиа». Именно газпромовский корпоративный перевозчик станет первым эксплуатантом модификации SSJ-100LR, и на эту машину пришли посмотреть многие желающие. Контракт на поставку десяти бортов с увеличенной дальностью полета был подписан на прошлом МАКСе, так что передача первой машины выглядела довольно символично. А вот к следующему МАКС-2015 ГСС обещает полностью выполнить весь заказ и передать газпромовцам десятый самолет. Пока же первенец, оборудованный пассажирским салоном на 90 мест, начнет свою эксплуатацию из московского «Внуково». Первыми регулярными маршрутами, на которых можно будет увидеть SSJ-100LR в действии, станут рейсы в города Белоярский и Советский.
Один из основных игроков авиационного рынка России в сфере финансовых услуг – лизинговая компания «Сбербанк лизинг» - также выбрала 29 августа основным днем для заключения контрактов. После «ВЭБ-лизинг» и «Ильюшин Финанс Ко.», «Сбербанг лизинг» также приобрел оба основных российских самолета – МС-21 и SSJ-100. В третий день работы авиасалона лизинговая компания подписала два контракта – с корпорацией «Иркут» и с компанией «ГСС», и оба эти контракта касались поставок двадцати самолетов. В первом случае это были МС-21, которые должны поставляться «Сбербанк лизинг» в период с 2019 по 2025 года, а во втором – SSJ-100, даты передачи первых из них запланированы уже на 2014 год. Сумма сделки по МС-21 оценивается в 1,7 млрд. долларов. До появления «живого» самолета говорить о каких-то деталях по дальнейшей передачи в эксплуатацию, пока рано. А вот по SSJ-100 наметились куда более конкретные планы. «Сбербанк лизинг» намеревается создать специальное подразделение, которое будет специализироваться на передаче «СуперДжетов» не в финансовый, а операционный лизинг, что, по мнению обеих сторон увеличит привлекательность самолета и ускорит его выход на рынок.
А вот коллеги из ИФК решили не останавливаться на достигнутом накануне, и продолжили раздавать заказы, сконцентрировавшись уже на самолетах зарубежных разработчиков. «Ильюшин Финанс Ко.» заключило соглашение с канадской компанией Bombardier Aerospace на покупку сразу 50 самолетов типа Q400 в версии NextGeneration. Правда, соглашение – это еще не твердый контракт, но в нем есть одна важная ключевая особенность. Российский лизингодатель будет покупать самолеты канадской разработки только в том случае, если это будут борта, собранные в России. Речь идет о закупках продукции совместного предприятия, которое сегодня создается между госкорпорацией «Ростех» и вышеупомянутым Bombardier AeroSpace.
В самой госкорпорации «Российские технологии», комментируя сделку с ИФК, отметили, что еще пятьдесят самолетов Q400 NexGen будет продано их собственной дочерней лизинговой компании «Авиакапитал-Сервис». Договор об этом также был заключен во время авиасалона. Таким образом суммарный заказ на «российские» Q400 оценивается в 100 самолетов и 3,4 млрд долларов, так что игра с созданием СП, как говорится, стоит свеч.
Так же в третий день работы салона создание еще одного авиастроительного совместного предприятия стало объектом для новостей. На этот раз речь идет о СП между компанией «Рособоронэкспорт» и группой итальянских компаний под эгидой Sinmeccanica и Sud S.p.A. Российские и итальянские самолетостроители договорились совместно изготавливать и продвигать на рынок самолеты-амфибии. Прообразом продукции СП станет новая модификация российского самолета Бе-103, созданная для решения специальных задач типа морского патрулирования. Также в совместном предприятии рассмотрят возможность выпуска и версий на основе модификаций Бе-112, рассчитанных на перевозку до 20 пассажиров. Более подробно о своих будущих задачах участники проекта не говорили.
В третий день салона порадовали и российские вертолетостроители. Точнее, все та же компания «Рособоронэкспорт», сумевшая заключить сделку на поставку Ми-171 для Министерства обороны Камеруна. Причем контракт с камерунской стороны подписал лично Министр обороны Эдгар Нгоо. Для России это очень важное событие. Ранее наша страна не имела никаких коммерческих проектов с Камеруном в области авиации, и продажу Ми-171 можно назвать своеобразным прорывом. За ним может последовать плеяда других контрактов с соседствующими с Камеруном африканскими странами. Камерун считается одной из влиятельных стран материка, и его примеру в выборе вертолетной техники могут последовать и другие. Так что третий день работы МАКС-2013 с уверенностью можно назвать очень плодотворным.