Министерство экономического развития РФ сообщило, что ведет переговоры о возможной организации сборки самолетов типа SSJ-100 и MC-21 на территории Индии. Этот вопрос уже сегодня обсуждается в рамках работы российско-индийской межправительственной комиссии по сотрудничеству, в которую входят и специалисты департамента Азии и Африки Минэкономразвития. Причиной такого шага для России является продвижение на локальный рынок новых образцов своей авиатехники, а для индусов – налаживание производства современных типов без длительной собственной разработки аналогичных моделей.
Подобное сотрудничество довольно неоднозначно. С одной стороны, частичный перенос производства на территорию Индии позволит «разгрузить» авиазаводы в Комсомольск-на-Амуре и Иркутске. Эти предприятия изначально создавались для выпуска боевых самолетов, и гражданская авиатехника для них является своеобразным сдерживающим факторов. С другой – Россия сама отказывается от загрузки своих производственных мощностей, а, главное, развития и получения опыта инженерным персоналом предприятий.
Одним из аргументов подобного переноса в Минэкономразвития называют снижение себестоимости изготовления до 40%. Если в случае с МС-21 это довольно эфемерные цифры, т.к. никто и понятия не имеет, сколько будет реально стоить данный самолет российскому авиапрому, то с SSJ-100 подобная аргументация вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему только лишь лицензионная «отверточная» сборка так может сократить затраты? Неужели в стоимости самолета такую огромную роль занимают зарплаты сборочных рабочих и накладные расходы сборочных предприятий? Тут с правдивостью доводов российские чиновники явно не доработали. Хотя, то, что для индийского рынка самолеты будут значительно дешевле, нежели закупленные в России, это сомнений не вызывает.