Учебно-тренировочный самолет (УТС) чешского производства L-39 является основой начальной подготовки пилотов многих стран мира. Россия обладает одним из самых больших парков данного типа самолетов, на основе которого построена вся программа обучения боевых пилотов ВВС и других родов войск. Но весь этот парк через четыре года будет полностью списан.
Сегодня в составе ВВС стоит на вооружении около трех сотен L-39. Однако реально летает из них не более ста. Являясь самолетом, производство которого уже прекращено, да и страны, которая его изготовляла, уже формально не существует (речь идет о Чехословакии), не о какой поддержке в эксплуатации и поставке запасных частей и речи не идет. Все запчасти получались путем разборки самолетов резерва, выведенных на хранение. Но и этот источник уже иссяк.
Что касается налаживания производства запасных частей, а, еще более правильно, проведения глубокой модернизации учебно-тренировочного самолета L-39, то этого делать не стали, понимая, что на подходе появление своего собственного нового, более усовершенствованного, как в плане УТС, так и в качестве фронтового истребителя, самолета Як-130. Наоборот, интенсивность использования и налет L-39 были существенно увеличены, чтобы вывести тип из эксплуатации, как можно скорее.
В августе, на МАКС-2011 все с нетерпением ожидали подписание контракта на поставку большой партии Як-130. Речь должна была идти о 65 машинах, поставка которых должна была осуществиться до конца 2015 года, как раз к моменту полного списания оставшихся L-39. В эксплуатацию ранее было передано всего 10 новых Як-130. Общая минимальная потребность в подобном типе самолетов составляет 120 – 140 самолетов. Таким образом, поставки планировалось осуществлять двумя партиями по 65 самолетов. Но контракт подписан не был.
Причиной подобной ситуации стали формальные выяснения отношений между Министерством Обороны РФ и ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации). Основной причиной, мешающей подписать контракт, являются деньги. Минобороны, следуя указаниям руководства страны, с большим усердием борется за каждый рубль в стоимости закупаемой техники, и заявленная цена показалась специалистам отдела по закупке вооружений настолько высокой, что военное ведомство пошло на перенос сроков подписания контракта и риск, в ближайшее время, вообще остаться без учебного самолета в войсках.
Скорее всего, стороны договорятся, ведь вопрос – государственного значения, но, не стоит забывать, что для ввода в массовую эксплуатацию нового типа самолетов потребуется дополнительное время. Если Як-130 не появятся в ВВС в 2015 году, как это планировалось ранее, то может, реально образоваться «дыра» в наличии учебно-тренировочных самолетов, как минимум на полгода, что крайне не желательно.