Учебно-боевой самолет Як-130 разрабатывался в первую очередь, как современная замена морально устаревшим чешским самолетам L-39, являющимися основным учебным самолетам во всех странах бывшего социалистического лагеря. История становления самолета припала на период первых лет после распада Союза, что не смогло не оказать негативного влияния на сроки реализации программы. Хотя первый полет был совершен еще в 1996 года, массовое производство и эксплуатация самолета начались всего несколько лет назад.
Самолет разрабатывался совместно с итальянской компанией Aermacchi. Видимо отсюда у итальянцев началась традиция работать с российскими авиаторами, впоследствии оказавшая влияние и на сотрудничество по проекту SSJ-100. Як-130 выиграл борьбу у еще одного проекта учебного самолета МиГ-АТ, став базовым учебным самолетом, используемым в ВВС РФ.
Но Як-130 – это не только учебный, но и боевой самолет. К сожалению, первый опыт эксплуатации показал, что для полноценного использования Як-130, как легкого штурмовика, требуется провести ряд доработок конструкции.
Головным предприятием, выпускающим Як-130, является корпорация «Иркут». Именно на Иркутск была возложена задача, освоив выпуск самолетов, наладить его поставки и на экспорт. Для успешного выхода на внешний рынок, самолету и нужно стать более приспособленным для применения в реальных боевых условиях. Сегодняшняя версия самолета позволяет использовать до 3 тон вооружения, но это все – неуправляемые средства поражения, а рынку нужны штурмовики, способные корректировать точность поражения и нести управляемые ракеты. Хотя в Государственной программе вооружений и заложено появление нового штурмовика, более точные тактико-технические характеристики там не приведены. Поэтому корпорация «Иркут» приняла решение, взяв за основу требования зарубежных стран, разработать новую модификацию штурмовика на основе Як-130, с перспективой в дальнейшем использовать данный самолет и для нужд ВВС РФ.
Доработка конструкции будет вестись по двум направлениям. В первую очередь, будут внесены изменения в прицельную оптико-электронную систему самолета. Это позволит использовать на самолетах современные средства поражения с лазерной и тепловизионной системами наведения.
Во вторую очередь, на самолете предусматривается установка радара. Проблемным вопросом у конструкторов является размещение радара в носовой части самолета. Подобная схема наиболее эффективна, но возник ряд конструкционных сложностей, которые могут заставить разработчиков идти на компромисс и ставить радар на внешнем контейнере, что не очень желательно. Но какое бы решение не было принято, само появление радара уже существенно изменит возможности самолета. Ведь кроме боевого применения, самолет улучшит свои учебные качества, позволив курсантам отрабатывать не только навыки самолетовождения, но и прицельного выхода и атаки на наземные объекты, что очень важно при полетах на самолетах ВВС других типов.
Что касается модернизации самолета до уровня полетов на сверхзвуковых скоростях, как это было сделано на китайском конкуренте Як-130 самолете L-15, то в «Иркуте» посчитали, подобное решение излишним. Як-130 – это прежде всего легкий штурмовик и учебный самолет, и его задачи не требуют наличия сверхзвуковых режимов полета.
На сегодняшний день самолеты продолжаются изготавливаться и поставляться в текущей конфигурации. Основными заказчиками являются ВВС России, которые до 2015 года получат еще 60 новых самолетов и ВВС Алжира, подписавшие уже второй контракт на данный тип УБС.