Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России» провел демонстрационные полеты первого опытного образца новой модификации вертолета «Ансат». Отличительной особенностью данной модели является ее система управления. На опытном образце установлена гидромеханическая система, когда как на первой модификации она электродистанционная.
Причиной такого изменения, а если сказать более правильно, то упрощения стала невозможность провести сертификацию «Ансат» в качестве гражданского вертолета для перевозки пассажиров. Это чуть ли не единственный прецедент в истории России, когда разработчик выпустил модификацию, имеющую более устаревшие конструкторские решения по сравнению с базовой моделью. Но холдинг был просто вынужден сделать подобный шаг.
Вертолет «Ансат» является легким летательным аппаратом, при разработке которого закладывались самые передовые технологии, в том числе была применена и КСУ-А – электродистанционная система управления в полете. Аналогов машины такого класса в мире просто пока не существует.
Для получения сертификата типа и использования вертолета в гражданской авиации летательный аппарат должен пройти определенную программу сертификационных испытаний. Но, как оказалось, ранее вертолеты подобного класса и конструкции никогда не сертифицировались, и в Межгосударственной Авиационном Комитете просто нет процедур, по которым должны проходить испытания подобных машин.
Чтобы как-то выйти из подобной ситуации, разработчики были вынуждены вернуться к более устаревшей схеме на гидромеханическом принципе. Тем более, потенциальные заказчики, которых достаточно не только в России, но и в ряде стран Азии и Латинской Америки, готовы брать вертолет и с гидромеханикой.
Подобная проблема с невозможностью сертификации вертолета не является сугубо российской. В мире еще не было подобных прецедентов и ни один сертификационный орган не смог бы справиться с подобной задачей. Хотя это удивляет. Прогресс не стоит на месте, и если разрабатывать машины, используя только уже известные технические решения и не вводить новых, то далеко мы не продвинемся.
А пока на вертолете с электродистанционной системой управления прекрасно летают военные. Им сертификация типа не нужна.
Министерство обороны активно закупает Ансаты для различных летных училищ и центров подготовки ВВС и не нахвалится моделью. Тем более, Казанский завод работает еще над одной модификацией, которая также будет с КСУ-А, но уже с улучшенными летно-техническими характеристиками.
А вот гражданскому рынку придется еще подождать. Сегодня два образца вертолета с гидромеханической системой будут переданы на испытания и к концу года сертификат типа должен быть получен.