В Летно-исследовательском институте им. Громова закончены испытания новейшего комплекса радиоэлектронной борьбы, разработанного на ЭМЗ им. Мясищева. Данный комплекс является довольно уникальным, так как способен точечно воздействовать на объекты противника, не глуша при этом каналы связи собственных средств ПВО и ВВС. За такую способность комплекс получил название «Порубщик». Его главной задачей будет противодействие самолетам дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS, стоящего на вооружении в США и ряде других стран, а также глушение систем наведения противовоздушной обороны Patriot. Кроме этого, «Порубщик» сможет воздействовать на каналы управления беспилотными летательными аппаратами противника, выводя их из строя.
Сама разработка велась под грифом «Совершенно секретно», и никакие технические параметры системы РЭБ так и не были разглашены. Известно лишь, что процесс создания занял почти четыре года. Все работы велись в КБ им. Мясищева, которая выступила генеральным подрядчиком, назначенным Министерством обороны РФ. Затраты на создание «Патриота» составили порядка 200 млн. рублей. После проведения испытаний самого комплекса необходимо установить его на самолетоноситель. И вот тут возникли определенные сложности.
Дело в том, что в настоящее время на вооружении в ВВС нет подходящего для подобных целей самолета. Единственным вариантом является турбовинтовой самолет Ил-22. Но этим машинам уже более 30 лет, они морально устарели, и не смогут долгое время находиться в строю. Даже пройдя процедуру по продлению ресурса самые «молодые» из имеющихся бортов смогут прослужить еще максимум 10 лет. Потом придется искать новые варианты.
Ключевой проблемой при выборе самолетоносителя является скорость полета и продолжительность полета. Т.е., нужен такой самолет, который сможет «висеть» в воздухе в течение длительного времени. Им и оказался дальний бомбардировщик Ил-22, хотя в самих ВВС возражали против выбора данного типа самолетов. Но альтернатив в Министерстве обороны, к сожалению, не нашлось. Сегодня комплексы устанавливаются на несколько бортов. После чего будут проведены государственные испытания модифицированного варианта Ил-22, и до конца 2013 года самолеты поступят в войска.