Европейские авиационные власти продолжают удивлять своими неординарными идеями. Все бы было хорошо, если бы их новшества не оказывали существенного влияния на наши российские авиакомпании, а, особенно, на россиян, летающих в Европу. А, похоже, все идет к тому, что билеты на все европейские направления скоро подорожают и причиной этого станет не повышение стоимости топлива или необходимость замены воздушных судов на более новые, а банальное желание европейцев улучшить свои доходы, делая их в прямом смысле из воздуха.
Про торговлю квотами на выброс в атмосферу вредных газов речь шла еще пару месяцев назад. Вопрос даже обсуждался на одном из авиационных саммитов «Россия – ЕС» в Санкт-Петербурге. Россияне тогда выступили категорически против такой инициативы, платить просто за воздух. Ведь понятия «вредные газы» - это не исключительная проблема Европы. Это головная боль всего мира. И почему это российские авиакомпании должны платить европейцам за выбросы в атмосферу, которые, кстати сказать, при хорошем ветре без проблем могут переместить и на территорию России, а европейские компании в России ничего подобного не делают.
А недавно стало известно, что Еврокомиссия усиленно обсуждает вопрос торговли на условиях аукциона временными слотами в своих аэропортах. Что это значит. Например, решила какая-то авиакомпания открыть новый рейс. Для этого ей, как минимум, необходимо получить временной слот (промежуток времени в аэропорту, когда самолет может прилететь или улететь). Во всем мире слоты раздаются бесплатно, исходя только из текущих возможностей аэропорта и авиакомпании. Европейцы же хотят слоты продавать, да еще на условиях аукциона.
Ну, про честную конкуренцию говорить даже не стоит. Но и небольшим, и даже средним авиакомпаниям, видимо, придется забыть об удобном расписании для своих пассажиров. Все временные слоты на наиболее востребованные промежутки времени выкупят более крупные и финансово емкие авиакомпании. Остальным придется довольствоваться дешевыми ночными слотами. А если аэропорт вылета в России только «дневной», то рейс вообще придется отменить. Теже, кто не захочет менять своего расписания и будет приобретать слоты в удобное время, естественно, повысит стоимость авиабилетов, переложив часть затрат на пассажиров.
Интересным остается вопрос, на что рассчитывают сами европейцы при получении слотов в других регионах мира. В той же России, вряд ли, «инициатива» Еврокомиссии останется без должного внимания. Если мы там покупаем слоты, то и у нас они должны продаваться. Но что тогда делать с другими авиакомпаниями, со своими российскими, например. Ведь европейцы собираются продавать слоты на равных, как чужим, так и своим. В России тоже придется так делать?
Очень странная инициатива. Остается надеяться, что это так и останется на бумаге.