Американский концерн Boeing подал иск на российскую компанию «Энергия», требуя компенсации затрат, вложенных в проект «Морской старт». Как известно, программа «Морской старт» (Sea Launch) предполагала создание системы запуска различных спутников, используя морскую платформу, плавающую в районе экватора. Подобная точка запуска давала возможность летательным аппаратам выходить на орбиту по наименьшей траектории, а значит, была наиболее экономичной.
По мнению американской компании, именно из-за невыполнения своих обязательств российской и украинской сторонами программа так и не была реализована в коммерческом плане. Кроме РКК «Энергия», иск был предъявлен и двум украинским компаниям – КБ «Южное» и Машиностроительному заводу им. Макарова. Согласно уставным документам «Морского старта» 40% акций принадлежали Boeing, 25% РКК «Энергия», 15% двум украинским КБ и 20% еще одной компании из США - Kvaerner Moss Technology. Однако, основная претензия сегодня предъявляется именно российской компании.
По условиям договора, в случае провала проекта, каждая из сторон должна компенсировать вложенные в проект средства в размере долей участия. «Боинг» подсчитал, что РКК «Энергия» должна ему не менее 350 млн. долларов, которые были инвестированы американцами в постройку и запуск стартовой площадки. Российская сторона должна была обеспечить ракетоноситель.
РКК «Энергия» не возражает против компенсации определенных вложений, однако, в корне не согласна, что исковое заявление было подано в Суд Центрального округа штата Калифорния. На то есть ряд причин. Во-первых, согласно арбитражной оговорке в уставном договоре местом и юридическим правом при решении спорных вопросов является Великобритания. Во-вторых, Boeing уже подал подобное заявление в арбитражный суд Стокгольма, и слушание по делу там не закончено. В-третьих, суд штата Калифорния не имеет никакого отношения к рассмотрению подобных вопросов. РКК «Энергия» подала по данному вопросу ходатайство об отклонении иска.
Разбирательства с Boeing являются крайне нежелательны, так как это может сказаться и на других совместных проектах в авиастроительной отрасли. Однако, необоснованные действия нельзя прощать даже таким гигантам как «Боинг».