Российский национальный перевозчик не может на 100% использовать свой парк SSJ-100, состоящий на сегодня из восьми самолетов. Согласно статистике, средний коэффициент использования каждого самолета не превышает 0,6, т.е. половина парка просто простаивает на земле.
На традиционных маршрутах, где обычно летает SSJ-100, сегодня половина рейсов выполняется самолетами большей вместимости. Правда, Аэрофлот ссылается на то, что замена судов на более объемные, связана с ростом востребованности авиаперевозок, но это может быть так лишь отчасти. Второй причиной замены все равно является неготовность к вылету парка SSJ-100.
Общий налет всего парка (8 бортов) за месяц составляет около 600 часов. Среднее количество вылетов в день для каждого самолета около 2,5, а ежедневный налет не превышает 4,5 часов. Подобные налеты являются причиной того, что основные маршруты, на которых Аэрофлот использует SSJ-100, не превышают 1,5 – 2 часов (Казань, Уфа, Новгород, Одесса, Вильнюс и т.д.). Но такие цифры очень малы. SSJ-100 никогда не выйдет на рентабельную эксплуатацию, если останется на таком уровне налета. 600 часов в месяц должны налетывать не 8 самолетов, а максимум 1,5 (средний налет каждого 400 часов), иначе Аэрофлот просто не вернет вложений в покупку.
Причиной таких больших простоев называют высокую степень отказов тех или иных систем, особенно системы кондиционирования воздуха. СКВ довольно сложна и требует высокой точности монтажа и прокладки коммуникаций. Из-за малейшего отклонения система может зафиксировать ложный отказ. Получив же подобное уведомление, экипаж не имеет права производить взлет до устранения дефекта.
Но отказы (и не только в СКВ) зачастую не такие уж и критические. Проблема еще в том, что для SSJ-100 не сформирован перечень возможных отказов, с которым разрешена эксплуатация. Для самолетов, по которым накоплен уже большой опыт эксплуатации, такие перечни составляют не одну страницу, а у SSJ-100 еще только начата обкатка и приходится оставлять самолет на земле по любой мелочи и все перепроверять. Если обнаруженный отказ классифицируется как незначительный, он добавляется в соответствующий список и в следующий раз самолет уже будет допущен в полет.