Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ заявило о размещении своей заявки на два самолета типа Ан-124 «Руслан». Скорее всего, такой шаг был принят после того, как авиакомпания «Волга-Днепр» направила официальное письмо, гарантирующее выкуп 40 самолетов, что может послужить поводом для начала процесса восстановления производства самолетов данного типа.
Зачем МЧС такие самолеты как Ан-124, в ведомстве особо не объясняют, ограничиваясь общей формулировкой «для перевозки крупногабаритных грузов». Ранее министерство, а точнее, его авиационное подразделение, не вели разговоров о необходимости закупки Русланов. Основным объектом интересов в сфере транспортных самолетов был и остается самолет Ил-76 и его новая модификация Ил-476.
На сегодня по профилю своей основной деятельности – ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций – в МЧС запланирована поставка ряда новых самолетов. Так, в 2012 году в ФГУАП МЧС будут переданы два самолета типа Ан-148 для проведения медицинской эвакуации пострадавших. Эти борта будут конвертируемыми и могут также использоваться в качестве летающих штабов для руководства МЧС.
Для тушения пожаров и решения транспортных вопросов до 2016 года в министерство передадут еще семь самолетов Бе-200ЧС. Что касается последующих закупок авиатехники, то речь ранее шла о четырех самолетах Ил-76 и двух Ту-214 или Ту-204. Не стоит забывать, что в парке МЧС уже имеется по шесть Бе-200 и Ил-76, а также два транспортных Ан-74, и по два Ил-62 и Як-42. Т.е. при необходимости этим парком можно организовать перевозку тех типов грузов, которые обычно возят в МЧС. Русланы же нужны именно для цельных крупногабаритных грузов, которые вряд ли будут необходимы ведомству. Отсюда вывод – заявка на подобные самолеты может делаться, исходя из желания использовать самолеты в коммерческих целях.
Понять ФГУАП МЧС можно. Они являются бюджетной организацией, которая будет оставаться таковой без права переформирования в исключительно коммерческую структуру. Но деньги зарабатывать тоже необходимо. По заявлению руководства нужды авиационного подразделения (на развитие) на сегодня составляют 54 млрд. рублей. Правительство пообещало пока 20. Остальные неплохо было бы заработать на стороне, и наличие Русланов существенно упростило бы задачу. Но возникает вопрос, а откуда возьмутся 600 млн. долларов на закупку двух Русланов. Может сразу пустить эти деньги на Ил-476, который нужнее?
Пока вопрос остается открытым. Он таковым и будет до тех пор, пока не произойдет перезапуск производства на «Авиастар-СП» в Ульяновске. Тогда и будет более понятно, купят ли МЧС Русланы или передумают.