Еще совсем недавно в информацию о том, что одна из самых крупных российских авиакомпаний, специализирующаяся на дальнемагистральных перевозках купит SSJ-100, никто бы не поверил. Но, тем не менее, факт остается фактом, «Трансаэро» заявила о своем намерении приобрести ближнемагистральные самолеты.
По официальной информации, поступившей от Генерального директора «Трансаэро» Ольги Плешаковой, в ближайшие дни будет заключен твердый контракт на поставку шести SSJ-100, и еще десять самолетов будут взяты на опцион. Контракт предполагает не прямую покупку, а лизинг. Уже определена и компания, которая будет выступать лизингодателем. Ее стала набирающая обороты на российском рынке авиализинга дочерняя компания Внешэкономбанка.
SSJ-100 станет всего вторым типом самолетов, разработанных и произведенных в России, на которых будет летать Трансаэро. До этого авиакомпания приобретала только три самолета Ту-214. Как и в случае с Сухими, Ту-214 были взяты в лизинг, и в 2015 году перевозчик должен за них полностью рассчитаться с лизингодателем, окончательно получив права собственности. Именно к этому моменту и приурочено начало поставки новых SSJ-100.
Начав с 2015 года, Трансаэро будет получать по два самолета ежегодно в течение трех лет. В какой момент будет объявлено решение о реализации опциона, пока не обсуждается. Возможно уже опыт эксплуатации первых машин подтолкнет авиакомпанию к расширению контракта, а может все ограничится шестью бортами.
Особенностью данной сделки можно назвать и то, что Трансаэро стала первым заказчиком, кто получает самолеты на измененных условиях. Дело в том, что с 2012 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» решило пойти на повышение цен на SSJ-100. До этого, с момента появления, цена самолета была неизменной и составляла 31,7 млн. долларов на базовую версию и 32,3 млн. долларов на версию с увеличенной дальностью полета. Трансаэро берет базовые модификации, рассчитанные на 84 пассажира при двухклассном исполнении интерьера кабины. Сегодня стоимость такой модификации уже составляет 35,4 млн. долларов. Удлиненная версия соответственно стоит 36,2 млн. долларов. Это, так называемые, каталожные цены. Конкретная стоимость контракта не была оглашена. Единственное, о чем обмолвилась Плешакова, так это то, что Трансаэро получила достаточно большой процент скидки, и не потеряет за счет удорожания базовой стоимости.
ЗАО «ГСС» уже не первый год предлагает Трансаэро купить SSJ-100. Но, до сегодняшнего дня, авиакомпания отклоняла любые предложения, ссылаясь на то, что работает на другом сегменте рынка и не может использовать подобный тип самолетов. Что стало причиной изменения мнения сегодня, можно только догадываться. Одним из основных факторов, стало устремление «Трансаэро» расширить свои сферы влияния. Став монополистом на дальнемагистральных маршрутах и выйдя на лидирующие позиции по объемам перевозок среди российских авиакомпаний, «Трансаэро» необходимо укреплять занятые позиции, а для этого придется занять и часть несвойственных ей региональных и ближнемагистральных маршрутов. По крайней мере, с такой позиции решение купить SSJ-100 выглядит вполне оправданно. Не исключен, конечно, и политический аспект. Став одним из лидеров российского рынка, авиакомпания не имеет российских самолетов, а это явно идет в разрез с имиджем страны.
Но какова бы ни была причина, стоит надеяться, что покупка SSJ-100 будет выгодна и успешна, как для самой Трансаэро, так и для проекта Sukhoi SuperJet.