В мире проводится десятки различных авиационных выставок. Но только некоторые из них являются наиболее крупными и значимыми. Несомненно, самой главной мировой авиавыставкой является французский Le Bourget. В каждом регионе есть своя основная авиационная выставка. Так, например, для стран СНГ и Восточной Европы - это наш российский МАКС. Dubai Airshow, проводимый в Объединенных Арабских Эмиратах считается главным авиационным событием для стран Ближнего Востока и, пожалуй, мусульманской Северной Африки, говорящей также на арабском языке.
На прошлой неделе в самом крупном мегаполисе Ближнего Востока – Дубаи, прошел очередной авиационный салон Dubai Airshow-2011. Для авиастроителей всех стран данный регион считается одним из самых перспективных в плане поставки продукции. Даже, несмотря на последние бурные политические события и перемены в ряде мусульманских стран, интерес арабского мира к закупке летательных аппаратов, военной техники и средств обеспечения летной деятельности не уменьшился.
Если говорить о выставке вообще, то ее масштабы сами по себе уже являются рекордными. Выставочная площадь заняла 326 тыс. кв. м. Для сравнения площади на МАКС-2011 составили 150 тыс. кв. м. Свою продукцию и услуги представляли компании из 50-ти стран, количество которых перевалило за тысячу. По статистике от организаторов МАКС-2011, в Жуковском в этом году было 840 компаний (620 – российские) из 40 стран. Что касается общей суммы всех заключенных сделок, то она составила около 63 млрд. долларов, когда в Москве этот показатель был гораздо скромнее и составил около 16 млрд. долларов. Все это лишний раз подтверждает значимость авиасалона в Дубаи для мирового авиационного рынка.
Справедливости ради стоит отметить, что 40 млрд. долларов из 63, «сделали» две компании – Boeing и Airbus. Как любой крупный авиасалон, Дубаи-2011 стало полем коммерческой битвы двух авиационных гигантов. На этот раз (по сравнению с тем же Bourget-2011) победил Boeing. Хотя пресса везде говорит о практически равной сумме заключенных контрактов (20 млрд. долларов – у Boeing, 20,5 млрд. долларов – у Airbus), но делает одну маленькую оговорку. Двадцать миллиардов у Boeing – это сумма твердых контрактов, не учитывающая опционов, а у Airbus данная сумма включает оба вида сделок. Почему был такой странный подсчет – непонятно. Наверно, уж очень хотелось сказать о паритете сил на современном авиарынке.
Самыми громкими сделками, конечно, стали контракты с участием европейской и американской компаний. Так, Boeing уже в первый день работы выставки (14 ноября) подписал самый большой в своей истории контракт на поставку гражданских летательных аппаратов. Emirates Airline подписала контракт на поставку 50 самолетов типа Boeing 777-300 на условиях твердого заказа, и еще 20 самолетов – на условиях опциона. Стоимость только этого контракта составила 26 млрд. долларов (вот поэтому можно говорить о победе Boeing). Кроме «Эмирейтс» стоит отметить также сделки с Oman Air, купившей шесть новейших «Лайнеров мечты» (Boeing 787-800) и Qatar Airways, которые приобрели два грузовых тяжеловоза Boeing 777-Freigter. Но, по мнению Boeing, это капля в море. По исследованиям североамериканского авиапроизводителя рынок стран Ближнего Востока в течение 20 ближайших лет может затребовать более 2500 самолетов, что в денежном эквиваленте равно примерно 450 млрд. долларов. Есть за что побороться.
Европейский Airbus провел данный авиасалон в очень стрессовом состоянии. Главная сделка со второй по величине и важности авиакомпанией региона Qatar Airways чуть не сорвалась. Речь идет о поставке 50 самолетов типа A320 NEO и 5 самолетов гигантов А380. Все самолеты планировались быть закуплены на условиях твердого заказа. Общая сумма контракта составила 6,8 млрд. долларов. Контракт заключили, но руководству Airbus пришлось пойти на очень рискованный шаг и поставить на карту репутацию всей компании. Как известно, одной из самых больших проблем в авиационной промышленности являются сроки поставки. Этот показатель хуже всего контролируется как небольшими авиационными заводами, так и компаниями гигантами. Изначально, договариваясь Qatar Airways, Airbus обещал срок поставки в 2013 году, но на момент подписания контракта заявил о переносе на 2014 год. И катарская авиакомпания отказалась подписывать контракт на таких условиях. Если бы руководство Airbus не решилось пойти на риск и согласиться на 2013 год, то для европейцев это было бы полным провалом на Дубаи-2011. Остается понаблюдать, удастся или Airbus обеспечить поставку вовремя или Qatar Airways может уже сегодня рассчитывать на крупную неустойку.
Много чего интересного было на Dubai Airshow-2011, но, а как же участники из России? Конечно, наша страна была представлена на выставке. Количество стендов, имен, участников перечислять не имеет смысла, но, к огромному сожалению, на выставке не было ни одного образца самолета или вертолета. Ни одного! Да, стенды были оформлены на высшем уровне достижений данной отрасли (имеется в виду выставочно-презентационной), были публикации, высокопоставленные делегации, но не было не то, что летающих самолетов, не было даже образцов на статической стоянке. Экономить на участии техники, конечно, нужно. Далеко не всюду имеет смысл возить настоящие летательные аппараты. Но на Dubai Airshow-2011 российская техника должна была быть.
Россия внесла свой вклад в формирование общей суммы контрактов заключенных на авиасалоне в размере 1,2 млрд. долларов. Но внесла его не как продавец, а как покупатель. Данную сумму себе в актив записала Украина. Именно она, а точнее запорожская двигателестроительная компания «Мотор Сич» подписала контракт с холдингом «Вертолеты России» на поставку различных типов авиационных двигателей. Речь идет суммарно о 1300 авиадвигателях в течение пяти лет. Конечно, не может не радовать объем производства российских вертолетостроителей, но в ОАЭ нужно было технику не только покупать, но и продавать.
Салон закрылся. Но работа не остановлена. Россия все-таки провела массу важных встреч и переговоров, которые в ближайшее время будут реализованы в большие контракты.