Предварительные причины катастрофы самолета ATR-72 авиакомпании ЮТЭйр под Тюменью уже известны. Конечно, все будут ждать официального заключения комиссии по расследованию МАК, но те, кто хоть немного сталкивался с авиацией и знает особенности конструкции самолетов, уже могут для себя сделать однозначные выводы.
Бортовые самописцы найдены и прочитаны. На них четко зафиксировано, что самолет практически сразу после взлета совершил несколько нехарактерных для такого режима кренов и рухнул на землю. Крен вправо на 35 и влево аж на 50 градусов говорит об одном, поперечная управляемость самолета просто отсутствовала. И причина заключается в том, что на элеронах (механизация крыла, за счет которой самолет выполняет повороты по крену) было обледенение. Они просто забились льдом и нормально не перемещались.
Этот недостаток ATR-72 (и ATR-42, кстати, тоже) известен всем и давно. Именно из-за того, что самолет не справляется самостоятельно с противостоянием обледенению, про него говорили, что он не годится для полетов в северных регионах. Случилось то, чего и боялись. Но есть одно «но», с которым и будут разбираться в комиссии по расследованию, принимая решения о том, какую версию все-таки назвать официальной.
Конструкция ATR-72 устроена так, что влага, попадая в щель элеронов, там накапливается и замерзает, но если самолет обработать так называемой антиобледенительной жидкостью, то тонкая корка льда пропадает. Решение о том, обрабатывать самолет перед вылетом или нет, принимает командир корабля. Командир ATR-72, упавшего под Тюменью, утром 2 апреля по какой-то причине отказался проводить обработку реагентом «Арктика». И вот именно эту злосчастную причину, по которой он так поступил и будет наиболее сложно назвать официальной комиссии, потому что от этого будет зависеть, кто виноват в катастрофе.
А вариантов достаточно. Первая – командир просто не был достаточно опытен. Ему было всего 28 лет, второму пилоту и того меньше – 23 года. Много налетать они просто не успели, поэтому могли и ошибиться. Вторая – деньги. Огромное количество случаев, когда случаются авиакатастрофы, происходят потому, что экипаж что-то пытался сэкономить. Топливо, чтобы уйти на запасной аэродром, время, чтобы облететь грозовой фронт, включить военный радар, чтобы диспетчер не «садил» вслепую в горах. Или деньги за антиобледенительную обработку. Опять-таки вопрос, если дело было в экономии, то решение КВС было самостоятельным или это негласное правило в авиакомпании. Третье – почему вообще зная о такой особенности самолета при выдаче разрешения на эксплуатацию Росавиация не потребовала, чтобы разработчики внесли изменения в руководство по летной и технической эксплуатации пункт, по которому самолет ОБЯЗАТЕЛЬНО должен обрабатываться антифризом перед вылетом, а не по желанию командира.
Сложное решение принимать комиссии. Но это ерунда, по сравнению с состоянием людей, кто был тогда на борту. Опять халатность, но вот чья, это вопрос. Увидим.