Сегодня в Правительстве России состоялось заседание комиссии по транспорту и связи. В ходе работы Вице-премьер Сергей Иванов выступил с докладом, в котором уделил большое внимание ситуации с авиационной безопасностью на транспорте. В частности, Вице-премьер привел официальные цифры статистики по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и они оказались неутешительными.
Как негативная тенденция, наблюдается общий рост всех показателей.
Так, количество авиационных происшествий, произошедших с российскими гражданскими самолетами, возросло на 53%. В абсолютных показателях это составляет 26 авиапроисшествий за 9 месяцев, а это три авиапроисшествия, аналогичных недавней аварийной посадке «Трансаэро» Южно-Сахалинске, в месяц. Цифры статистики авиационных катастроф еще более удручающие. В среднем в России происходит порядка 1,44 катастрофы в месяц. А ведь понятие катастрофа подразумевает под собой «происшествие, приведшее к гибели воздушного судна и людей». Так, с 1 января по 11 августа в России в 13 авиакатастрофах погиб 81 человек, что в 4 раза больше, чем за прошлый год.
Не стоит забывать, что в России в каждую секунду в транспорте находится более 23 млн человек и только соблюдение мер безопасности позволит избежать трагедий.
Высказался Вице-Премьер и по размерам штрафов. Так, за нарушение правил летной безопасности юридические лица могут быть оштрафованы на сумму не более 50 000 рублей. А с физических лиц, работающих на авиационных перевозках без необходимых лицензий, могут взыскать и того меньше, не более 2 500 рублей. По мнению Сергея Иванова, подобная система в принципе не эффективна. Дешевле уплатить штраф, чем тратиться на страховки, летную безопасность или лицензию. Правительство приняло уже решение повысить суммы денежного наказания в 10 раз, а также ввести уровень личной ответственности руководителя транспортной компании в размере 100 000 рублей. В случае отказа оплаты данной суммы, применить к провинившемуся лицу уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы.
Вице-премьер еще раз заострил внимание, что в основном все случаи происшествий были связаны с авиакомпаниями, имеющими в своем парке 5 самолетов и менее. Подобный доклад, а также недвусмысленное указание Росавиации, как можно быстрее оформить предложения, связанные с решением проблем безопасности, еще раз доказали, что авиационным перевозчикам все таки придется готовиться либо к увеличению парка, либо к слиянию, либо к уходу с рынка. Единственное, в чем Правительство пошло на определенные уступки перед мелкими и средними авиакомпаниями, так это поэтапный ввод ограничений на минимальное количество однотипных судов. Планка в 20 самолетов будет установлена с 1 января 2013 года, а до этого ограничения будут требовать наличия у авиакомпании 10 самолетов.