Необходимость вывода из эксплуатации устаревших самолетов советской разработки Ту-134, Ан-24, Як-40 может практически остановить деятельность региональной авиации. Этот факт много раз обсуждался с момента появления постановления. По оценкам экспертов минимальное количество обновляемых самолетов может составить не менее 130 машин. Именно такое количество значится в государственном реестре по списываемым модификациям. Если предположить, что средняя стоимость одного нового самолета подобного класса составляет около 20 млн. долларов, то сумма, которую должны потратить региональные авиакомпании, внушительна и составляет около 2,6 млрд. долларов. Таких денег на закупку техники у региональных авиаперевозчиков сейчас нет. И без поддержки на государственном уровне проект вывода старых самолетов может привести не к замене парка, а прекращении деятельности авиакомпаний.
И о такой поддержке заговорили. Возможно, это просто совпадение, но информация о планируемых способах поддержки была обнародована именно сегодня, после проведения совещания в Ярославле, на котором вопрос был поставлен ребром. Как и планировалось, вариантов рассматривается два.
Первый вариант вчера впервые прозвучал от Президента. Буквально, Дмитрий Медведев сказал, что государство должно оказать содействие российским авиакомпаниям в закупке иностранной авиационной техники. Как объяснили специалисты из Объединенной авиастроительной корпорации, речь идет о субсидировании приобретения зарубежных самолетов на условиях временного ввоза, до того момента, пока российская авиационная промышленность не сможет самостоятельно обеспечить рынок необходимым количеством самолетов. Идея, в принципе, не нова и ранее уже обсуждалась, но возврат к ней с подачи Президента, явно ускорит реализацию.
Вчера представители Министерства Финансов РФ заявили, что для реализации требуется разработка механизма финансирования, потому что не понятно, по каким критериям выдавать данные субсидии, какие типы самолетов могут на них претендовать и самое главное, что будет являться показателем временности ввоза и что потом будет с ввезенными самолетами.
Вторым, более реалистичным методом поддержки, видится заявление ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), информирующее, что компания до конца 2011 года расширит сферу своей деятельности и войдет на рынок лизинговых услуг по региональным самолетам. Первоначально, целью создания и функционирования ГТЛК было предоставление услуг лизинга по закупке аэропортового оборудования. Позже сфера деятельности расширилась до вопросов автомобильного, морского и железнодорожного транспорта. Если компания начнет работать и с воздушными судами, то она станет первой лизинговой компанией в России, комплексно специализирующейся на всей транспортной инфраструктуре страны.
ГТЛК собирается начать работу, обеспечив предоставление в лизинг для российских региональных компаний, двух типов самолетов – SSJ-100 и Ан-148. Вопрос выхода ГТЛК на рынок авиационного лизинга в рамках реализации программы списания устаревших самолетов уже рассматривается в Росавиации. Ведь будучи государственным предприятием, ГСЛК может и будет предоставлять своим клиентам более выгодные предложения по лизинговым платежам. Уже звучит информация о возможном увеличении субсидии по процентным ставкам.
Но пока производственные возможности, по массовому выпуску SSJ-100 и Ан-148, еще достаточно ограничены и закупки иностранной техники, избежать вряд ли получится. Понимая это, ГТЛК все равно заявляет, что лизинг импортной авиатехники будет возможен, но только это касается тех типов самолетов, которые не выпускаются в России. А это самолеты с вместимостью до 50 пассажиров.
Окончательно решение пока не принято ни самой лизинговой компанией, ни Министерством транспорта. Но в любом случае сотрудничество будет обоюдовыгодным. Минтранс получит реальный механизм, позволяющий мелким региональным компаниям обновить свой флот по льготной схеме, ГТЛК расширяет свой рынок и занимает нишу, на которой, при правильно разработанных условиях предоставления техники, есть твердый гарантированный спрос на более чем 100 самолетов. Выгодно это и авиакомпаниям. И не только из-за того, что они смогут получить льготы и новые самолеты. ГТЛК, в отличие от других российских лизинговых компаний, строит свою работу не от удовлетворения требований производителей авиационной техники, а от проблем и возможностей эксплуатантов транспорта. А это для российского рынка авиаперевозок в новинку.