С необычной просьбой обратилось руководство Континентальной Хоккейной Лиги (КХЛ) к Министерству транспорта России. КХЛ попросила дать разрешение двум иностранным авиакомпаниям осуществлять перевозки внутри России хоккейных команд для участия во внутреннем чемпионате. Свой выбор в КХЛ остановили на авиакомпании Air Baltic из Латвии и Holidays Czech Airlines из Чехии. Нетрудно догадаться, что такое решение хоккейная лига приняла после катастрофы самолета российской авиакомпании «Як-Сервис» с командой ярославского Локомотива на борту.
Перевозки внутри страны, выполняемые транспортным средством другой страны, называются каботажем или восьмой (высшей) степенью свободы. Такого в России никогда не было. Вопрос никем даже и не подымался, потому что разрешение каботажа, фактически, означает, что страна не в состоянии самостоятельно обеспечить внутренние перевозки и готова отдать свой рынок иностранным компаниям.
Самое интересное в этом вопросе то, что Министерство транспорта переадресовало запрос КХЛ в Росавиацию с резолюцией «Рассмотреть и решить в кратчайшие сроки». Если у Росавиации не будет существенных возражений, то в ближайшее время можно ожидать соответствующее постановление правительства и приход иностранных авиакомпаний на внутренний рынок, как минимум, на один год.
Конечно, можно понять горечь утраты и законные претензии к российским авиакомпаниям со стороны КХЛ. Но нельзя же вдаваться в такие крайности, нельзя всех и вся мерить под одну гребенку, нельзя открывать внутренний рынок. Сегодня две авиакомпании зайдут исключительно в интересах КХЛ, завтра футбольной Премьер-Лиги, а послезавтра станут на регулярные рейсы между российскими городами. В том, что Air Baltic и Holidays Czech Airlines - хорошие авиакомпании и являются официальными перевозчиками хоккейных клубов «Динамо» Рига и Lev, никто не сомневается. Но авиакомпании возят клубы своих стран. Так почему бы КХЛ не искать панацею на стороне, а обсудить вопрос с российскими авиакомпаниями. Неужели в России нет авиаперевозчиков, аналогичных Air Baltic и Holidays Czech Airlines.
Вся проблема с перевозками спортивных клубов (и это «беда» не только хоккейных команд), в том, что их организацией занимались не профессиональные менеджеры, а все, кому придется. Каждая команда решала вопросы перевозки самостоятельно, а, следовательно, искала как можно более дешевые варианты, не вникая особенно в то, кто будет летать, как и на чем. Инициатива КХЛ заняться вопросом привлечения перевозчиков централизовано – очень правильное решение, но почему сразу иностранные компании.
Было бы интересно узнать, обсуждали ли в хоккейной лиге подобную задачу о комплексном обслуживании с кем-то из крупных российских авиаперевозчиков, и что там на это ответили. В сложившейся ситуации можно провести аналогию с тем же самым хоккеем. Что будет через пять лет с российской национальной хоккейной сборной, если в КХЛ примут решение привлекать для игры исключительно иностранных легионеров.