Внутренние пассажирские перевозки в России обеспечиваются по нескольким направлениям: железнодорожный транспорт, авиация, рейсовые автобусы. Если в удаленных и труднодоступных регионах у авиаперевозчиков практически нет конкуренции, то в центральной европейской части России влияние РЖД достаточно существенно.
Наиболее это стало очевидно, когда был произведен анализ воздушного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. Появление скоростных поездов «Сапсан» значительно снизило количество авиапассажиров, летающих по данному маршруту. Кроме того, на пассажиропоток оказал отрицательное влияние и уход лоукост оператора «Авианова». Подобная ситуация заставляет задуматься руководство аэропорта «Пулково». Ведь проект реконструкции, названный «Воздушные ворота Северной столицы» и стартовавший весной 2011 года подразумевает вложение более миллиарда долларов. Если же количество пассажиров не будет расти так, как хотелось бы, то аэропорт будет недозагружен.
Основной вопрос сегодня необходимо задавать авиакомпаниям. Именно их политика составления сетки расписания может изменить ситуацию. Выполнение наиболее простых и доходных рейсов между двумя столицами уже, по сути, таковыми не являются. С точки зрения обычных пассажиров тенденция усиления позиций РЖД, конечно, радует. Люди получают доступный и относительно быстрый, а, главное, комфортный, способ добраться из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, и не нуждаются в более дорогих авиаперелетах. Авиакомпаниям, в свою очередь, необходимо предложить рейсы из того же Санкт-Петербурга по другим федеральным центрам, с которыми нет прямых скоростных сообщений на РЖД. Привязка к центру в Москве, особенно для внутренних перевозок, неправильное решение.
Остается надеяться, что подобный «естественный отбор» на рынке сыграет положительную роль на становлении прямых федеральных авиаперевозок, тем более, что в 2012 году этот вопрос будет одним из наиболее актуальных в стратегии развития авиационной отрасли, осуществляемой под непосредственным контролем Правительства РФ.