Проект SSJ100 является одним из самых приоритетных проектов российского авиапрома. Официальным стартом проекта принято считать 2000 год, когда было создано ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Что же нового в проекте на сегодня и какие ближайшие планы?
Основные конструкторско-технологические разработки базовой модели завершены. Изготовлено восемь самолетов, два из которых в начале 2011 года уже поступили в регулярную эксплуатацию в авиакомпании "Аэрофлот" и "АрмАвиа". Количество опционов и подписанных, но не реализованных еще контрактов, впечатляет - около 300 самолетов. Среди заинтересованных сторон фигурируют как российские, так и зарубежные эксплуатанты и лизингодатели. Одними из самых нашумевших недавно стали заявления о возможных поставках самолетов для различных эксплуатантов из Италии, Мексики и Индонезии.
Для успешной реализации намеченных планов проекту необходимо решить две ключевые задачи
Первой является проведение необходимых сертификационных испытаний и получение различных сертификатов, позволяющих эксплуатацию самолета в том или ином регионе мира. Самолет уже получил Сертификат Типа, выданный Межгосударственным Авиационным Комитетом (АР МАК) в январе 2011 года. На очереди валидация (подтверждение) данного сертификата в EASA (Европейское Агентство Авиационной Безопасности). Сертификат типа EASA - это как заграничный паспорт для SuperJet-100. EASA уже выдала подобный сертификат на российско-французские двигатели SaM146 компании PowerJet, установленные на SSJ100. Сейчас во Франции начался процесс проведения комплексных летных испытаний, успешное завершение которых приведет к выдаче Сертификата Типа на сам самолет. Для проведения испытаний один из самолетов, принадлежащих ЗАО "ГСС", перелетел прямо из Ля Бурже в Тулузу, где в течение двух недель будет выполнять сертификационную программу. В программу входит проверка соответствия всех систем и агрегатов самолета требованиям EASA, а также выполнение полутора десятков полетов с участием пилотов Европейского агентства.
Но на этом испытания самолета не закончатся. В ближайшее время запланировано проведение как минимум еще двух крупных программ - полеты в Дубаи, ОАЭ в условиях высоких температур и испытания в Мексики в условиях высокогорья. В ГСС надеются к концу этого года иметь полный комплект Сертификатов, в который входят как минимум Сертификат Типа на самолет и на двигатель, Сертификат по шуму на местности, Сертификат разработчика авиационной техники и Сертификат Одобрения производства, выданные АР МАК (СНГ) и подтвержденные в EASA (Европейский Союз). Последующее признание Сертификатов авиационными властями других стран будет уже формальной процедурой и путь на зарубежный рынок будет открыт.
Второй ключевой задачей проекта является реализация LR модификации самолета. Среди подписанных опционов по будущим поставкам SSJ100 около 25% касается именно варианта с увеличенной дальностью полета до 4 500 км. Но с данной модификацией пока не решено большое количество конструкторских вопросов. Это и появление новой модификации двигателей с увеличенной тягой, и изменение конструкции планера. Нельзя забывать и о последующей дополнительной сертификации, которая также отнимет время, которого у заказчиков не много. Им нужно летать.
Будем надеяться, что с поставленными задачами проект Sukhoi SuperJet-100 справится успешно. А сейчас накануне МАКСа в августе готовятся к передаче заказчику второй самолет для "Аэрофлота" и в сентябре - второй самолет в "АрмАвиа".