Министерство промышленности и торговли заявило, что будет финансировать работы по исследованиям целесообразности создания и разработки лица нового пассажирского самолета Sukhoi SuperJet-130. Как можно понять из названия, новый самолет станет продолжением недавно появившегося SSJ-100. Он будет рассчитан на перевозку 130 пассажиров, т.е. будет представлен на рынке ближнемагистральных пассажирских перевозок. Начальные исследования и создание лица самолета ОАК оценивает в 30 000 000 долларов, именно эту сумму компания и получит из госбюджета.
Новость вызвала огромное количество отзывов, как в авиационных, так и общественных кругах. Начнем с того, что проект SSJ-100 еще сам до конца не доведен, самолет не доработан технически, крупносерийного производства нет. Стоит ли распылять и силы, и средства еще на один проект. Тем более, у ОАК ведется еще разработка МС-21, который тоже требует значительного финансирования. Правда, Михаил Погосян – глава Объединенной самолетостроительной корпорации – заявил, что проекты МС-21 и SSJ-100 объединят под одни инженерные ресурсы, но это вовсе не означает, что ресурсов понадобится меньше.
Степень преемственности оставляет желать лучшего. Уже сегодня понятно, что для подобного самолета понадобится новое крыло, шасси и силовая установка, т.е. другой тип двигателей. А это, с точки зрения преемственности и затрат, минимум, половина несоответствия конструкций. Хотя при изготовлении нового SSJ-130 можно будет использовать наработки двух предыдущих проектов, стоимость создания не намного уменьшится. Тот же двигатель придется либо создавать на основе ПД-14, а лучше – покупать более подходящий у Pratt & Whitney. И опять SSJ-130 российским можно будет назвать с натяжкой.
Теперь рыночная ситуация. По мнению того же Погосяна рыночная потребность в SSJ-130 составляет от 300 до 400 машин. Но каким образом была получена именно эта цифра, можно только догадываться. Даже если не говорить о Boeing и Airbus, которые имеют самолеты подобной пассажировместительности, то проекту SSJ-130 придется конкурировать с Bombardier CSeries 130, который уже сегодня выходит на рынок, и в котором реализованы все самые современные наработки.
Перспектива самолета SSJ-130 уже сегодня кажется слишком туманной. Так зачем же тратить еще 30 млн. долларов на исследования, когда и так понятно, что подобный самолет в России просто не нужен. Не выдержит он конкуренции, да и появится слишком поздно. Другое дело – региональные самолеты и самолеты для местных воздушных линий. 30 млн. хватило бы для обоих проектов, и не только на исследования, но и на конкретные конструкторские проработки.
Но это еще не все. ОАК представила свое видение будущей линейки своих пассажирских самолетов, которая выглядит следующим образом (по мере увеличения пассажирских кресел): SSJ-100 – SSJ-100LR – SSJ-130NG – MC-21-200 – MC-21-300. А теперь, внимание, в линейке еще был заявлен один тип самолетов, точнее, проект, получивший условное обозначение «2020», пассажировместимостью от 200 до 300 мест. Если исходить из названия, это или дата появления самолета (что вряд ли) или дана начала создания, но тогда это очень дальняя перспектива. Как оказалось, планов у ОАК много и все они очень амбициозны и затратны. Вот только зачем пытаться конкурировать с А321 или Boeing-757-200? И зачем создавать то, что уже есть, нужно лишь довести до ума. Имеется в виду Ту-204СМ.