Руководство Военно-морского флота серьезно занялось вопросом возвращения в строй самолетов типа Ан-12ПС. Данная модификация в течение полувека использовалась в качестве поисково-спасательного самолета для проведения различных операций на море. На сегодня все имеющиеся самолеты очень сильно устарели. Чтобы их довести до более менее современного уровня, придется полностью переукомплектовать имеющиеся системы бортового и радионавигационного оборудования, ввести системы спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС, телекамеры с тепловым каналом и многое другое. Кроме того, советские Ан-12ПС укомплектовывались спасательными катерами, которые сбрасывали на парашютах. Сегодня такие катера уже сняты с производства, и нужно находить аналоги, возможно, импортные.
Задача не из легких, а главное, не из дешевых. Но у военных моряков просто нет пока другого решения. Заменить Ан-12 на сегодня просто нечем. Проект разработки специального поисково-спасательного самолета для ВМФ, носивший код А-42, был свернут Министерством обороны, Бе-200 также дальше разговоров не продвинулся. Можно было теоретически рассматривать вариант на Ан-140, но у самолета нет грузовой рампы, а Ан-26 – такое же устаревшее железо, как и Ан-12. Даже восстановленный Ил-76 не подойдет для подобных целей. Он более тяжелый, скорость над поверхностью не приемлема для десантирования, да и расход топлива очень большой. Вот и остается, что вернуться лишь к доработке Ан-12.
Командование ВМФ начало работу по подготовке документов, содержащих тактико-технические требования к обновленной версии. К концу третьего квартала данный документ должен быть готов и поступить на рассмотрение к Министру обороны РФ. Если Сергей Шойгу поставит на нем одобрительную визу, то будет объявлен конкурс на проведение подобных работ. По мнению, а точнее сказать, желанию командования ВМФ самолет может появиться к концу 2014-го года. Но специалисты называют совсем другие даты. Уж слишком много нужно времени и денег на доработки, а в бюджете на ближайший период они вообще не заложены.