В компании «Гражданские самолеты Сухого» скоро произойдут большие изменения. Они, естественно, коснутся проекта Sukhoi SuperJet-100, но, возможно, окажут влияния и на другие проекты, которые находятся сегодня на начальной стадии или могут появиться в ближайшее время. Например, создание нового самолета деловой авиации Sukhoi Business Jet.
На SSJ-100 произведут полную замену пассажирского салона. После начала серийной эксплуатации самолета разработчикам поступило много жалоб, высказываемых, как кабинным экипажем (бортпроводниками), так и пассажирами, о неудовлетворенности качеством сборки. На стенках облицовок имеются значительные зазоры, панели не достаточно плотно прилегают друг к другу и ряд других замечаний. В ГСС решили пересмотреть текущую конструкцию, разработанную компанией B/E Aerospace из США и найти ей альтернативную замену. Вопрос на себя взяла компания итальянская компания Alenia Aeronautica, являющаяся соучастником проекта и владеющая четвертью акций в ГСС.
Но замена салона – это лишь часть больших изменений, которые ожидают проект. Проблема некачественного салона – это не только проблема неудачной конструкторской проработки. Есть тут и доля вины тех, кто непосредственно монтировал панели на сборке. Как известно, сегодня SSJ-100 выпускаются на авиационном заводе в Комсомольск-на-Амуре. Но на КнААПО (так официально называется авиазавод) до SSJ-100 собирали исключительно боевую авиатехнику и рабочие просто не имеют необходимого опыта по сборке гражданских пассажирский судов. Поэтому и сборка салонов вызывает такие трудности.
С другой стороны в России есть большое количество профильных авиазаводов, которые могут взять на себя вопрос окончательной сборки и, в частности, изготовления и установки салона SSJ-100. Рассмотрев возможные варианты, в ГСС, а, точнее, в Объединенной авиастроительной корпорации, решили остановить свой выбор на ульяновском авиационном заводе «Авиастар – СП». Во-первых, данное предприятие имеет большой опыт сборки самолетов подобного типа. Там, например, серийно выпускается Ту-204. Во-вторых, на территории «Авиастар – СП» располагается компания «Спектр – Авиа», которая осуществляет финальную покраску всех SSJ-100.
Поэтому было принято решение перенести изготовление и сборку салонов самолета SSJ-100 в Ульяновск, производственные цеха которого сегодня практически простаивают. Это позволит не только повысить качество самих салонов, но и разгрузить цеха основного производства на КнААПО для увеличения объема выпуска самолетов. А тут не все хорошо, как хотелось бы.
Отставание от запланированного графика производства на 2011 год огромное. Ранее планировалось выпустить не менее 17 самолетов. Потом это количество было снижено до 8 из-за неготовности требуемого количества комплектов авиадвигателей. Но, по факту, было выпущено всего шесть самолетов. А рынок требует новых самолетов. На 2012 год запланировано выпустить не менее 24 самолетов. Для этого на КнААПО проводится соответствующая подготовка производства и передача салона в Ульяновск как нельзя кстати.
Но «Авиастар – СП» станет не единственным местом, где будут изготавливать и устанавливать внутренний интерьер SSJ-100. Компания Superjet International, которая занимается вопросами продвижения и продажи SSJ-100 на внешнем рынке, также заявила о своем желании осуществлять окончательную сборку и проведение предпродажной подготовки SSJ-100. Superjet International – это еще одно совместное предприятие, которое участвует в проекте гражданских самолетов разработки Сухого. 51% акций у Alenia Aeronautica, 49% - у ОАК. Все работы по сборке будут производиться на производственных мощностях Alenia Aeronautica в Венеции. Для этих целей туда будет перелетать полуготовый неокрашенный самолет без салона из Комсомольска-на-Амуре. В Венеции его будут доводить до финального состояния, и передавать заказчику.
Подобные изменения принципов работы очень важны и для перспективного Sukhoi Business Jet. Ведь в самолетах деловой авиации салон, его качество, удобство, привлекательность, гораздо важнее, чем для обычного пассажирского самолета.