Рынок для применения вертолетов в России и ближнем зарубежье большой и еще далеко не заполнен. В первую очередь, вертолеты требуются для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок в труднодоступных районах нашей страны. Вторым, не менее перспективным, является рынок вертолетных региональных перевозок и бизнес авиации. Российский вертолетный холдинг «Вертолеты России» принял решение добавить к своему модельному ряду, выпускаемых в России вертолетов, еще одну модель. «Новым российским» вертолетом стал AgustaWestland AW139, разработанный итальянской одноименной компанией.
Речь идет о создании совместного российско-итальянского предприятия по изготовлению AW139 в России. Предложение от итальянской компании поступило еще в начале 2008 года. Итальянцы, испытывая очень сильную конкуренцию на своем внутреннем европейском рынке, заинтересованы в таком быстрорастущем рынке, как рынок стран СНГ и, конечно, России. Российская сторона, помимо необходимых первоклассных вертолетов, получит внешние инвестиции в вертолетостроительную отрасль (речь идет примерно о 1,6 млрд рублей) и дополнительные рабочие места на вновь создаваемом в Подмосковье вертолетном заводе. Совместное предприятие назвали HeliVert. Его соучредителями в равных долях стала итальянская Agusta и российский вертолетный холдинг. Производственные мощности HeliVert занимают около 41 тыс. кв.м и располагаются в Томилино под Москвой, на территории крупной промышленной зоны. Строительство завода уже завершается, а появление первого AW139 российской сборки запланировано на октябрь 2011 года. Помимо сборочного завода, запланировано также создание сети станций технического обслуживания для данного типа вертолетов, которые будут расположены по всей России.
Вертолет AW139 является многоцелевым двухмоторным вертолетом. В эксплуатацию поступил с 2001 года. Единственный в своем классе, который оборудован антиобледенительной системой и имеет среднюю скорость более 300 км в час. Вертолет способен перевезти 15 пассажиров или 2,5 тоны груза на расстояние до 750 км. На базе вертолета создаются модели с интерьерами повышенной комфортности для использования в интересах бизнес авиации. Вертолет находится даже в эксплуатации у нескольких правительственных отрядов. А одна из версий вертолета является базовой для береговой охраны многих стран мира.
Среднегодовое количество собранных в России AW139 планируется около 15-20 машин. На начальном этапе выпуск будет наращиваться последовательно. На первый год запланировано 4 вертолета, на следующий 8, а потом выход на проектную мощность. При этом продажами вертолетов на территории стран СНГ (включая Россию) будет заниматься специальная компания Exclases Holding. По информации от руководства данной компании, уже имеется предварительный заказ на 4 вертолета российской сборки, а в процессе переговоров находится проект на поставку 8–12 машин. Имена пока не называются. Известно лишь, что еще в 2010 году авиакомпания «ЮТЭйр» подписывала соглашение о вводе в эксплуатацию AW139. С этой целью авиакомпания провела даже подготовку летного и технического состава.
До появления первых российских AW139, вертолеты будут импортироваться. Уже получены заказы на шесть вертолетов из Италии, а первый из них уже прибыл в Россию. Он оборудован V.I.P. кабиной. Вертолет планируется использовать для корпоративных и пассажирских перевозок в Московской области. Лизингодателем по данной сделке выступила компания «ВТБ-лизинг».