Министерство обороны Чешской Республики занялось активным поиском альтернативных вариантов по полной замене парка военно-транспортных и ударных вертолетов. До сегодняшнего дня его основу составляли советские машины в различных модификациях. Так, в качестве ударного на вооружении в Чехии стоят Ми-24 (Ми-35). Но их продадут в ближайшее время, закупив порядка 30 вертолетов других производителей. Только на эту сделку из бюджета будет выделено порядка 250 млн. долларов. Причем, современные российские модификации даже не рассматриваются, и чехи отдают приоритет Black Hawk. Согласно условий тендера поставки должны начаться к 2015 году, а полное обновление парка пройти до 2017-го.
То, что страны бывшего соцлагеря отказываются от советской (и российской, как правопреемника) авиатехники, не нова. Но в случае с Чехией это выглядит, по меньшей мере, странно. На сегодня в стране имеется самый крупный центр по техническому обслуживанию и переподготовке летного и технического персонала, который обеспечивает эксплуатацию всех вертолетов типа Ми-8 (Ми-17), летающих под флагом НАТО. Отказ от использования российской техники в собственных ВВС по идее должен привести и к закрытию данного центра. Но Чехии это может быть не выгодно экономически.
В тоже время, начиная сотрудничество с Black Hawk, Чехия аргументирует свой выбор тем, что ее компания Aero Vodochody примет участие в изготовление кабин пилотов для вертолетов данного типа. Тем самым, военные ссылаются на то, что переход к данной модификации просто выгоден экономически. Но закрытие центра облуживания Ми-8, наоборот, лишит Чехию возможности получать подряды на ТО от натовских структур. Так что, с одной стороны, переход к новой модификации приведет к появлению новых рабочих мест на Aero Vodochody, а с другой – к свертыванию работ в центре ТО. Более правильно было бы говорить не столько об экономических, сколько о политических причинах замены типа используемых вертолетов.