Еще во времена Союза базовой моделью летающего топливозаправщика в войсках была модификация самолета Ил-78. Самолет был выполнен на базе обычного транспортного Ил-76, в котором весь полезный объем занимался топливными баками. С появлением новой модификации Ил-76МД-90А вспомнили и о возможном применении самолета в качестве летающей «заправки». Но, до недавнего времени никаких официальных решений по этой модификации не принималось.
И вот подводя итоги работы на МАКС-2013, Главком ВВС генерал-лейтенант Бондарев упомянул о возможности покупки топливозаправщиков Министерством обороны РФ. Модификация пока не имеет даже собственного названия и упоминается, как и ранее версией Ил-78. Технические параметры топливозаправщика не определены, но, скорее всего, он не будет сильно отличаться от предыдущего варианта, за исключением тех изменений, что появились в новой базовой версии Ил-476.
Что касается сроков, то Главком ВВС РФ сказал, что самолеты могут начать поставляться где-то в 2016 – 2017 годах. До 2020 года суммарно может быть приобретено порядка 40 самолетов. Причем, в отличие от предыдущего топливозаправщика Ил-78, новый вариант не должен быть стационарным, т.е. весь комплект заправочного оборудования и дополнительные топливные баки должны быть легкосъемными. Подобная конвертация должна допускать возможность использовать самолет и в качестве чистого транспортника, и для пожаротушения, и для решения других задач.
В связи с этим возникает резонный вопрос, какая именно партия Ил-76МД-90А планируется закупаться военным ведомством. Речь может идти о 40 самолетах в сугубо военно-транспортной версии плюс 40 машин в конвертируемом варианте (топливозаправщик, противопожарный и т.д.), или это одна и та же партия в 40 бортов, просто лицо самолета будет изменено координальным образом, став многофункциональным. Если Бондарев имел в виду именно второй вариант, то разработчикам следует уже сегодня вернуться к доработкам конструкции, ведь готовой версии комбинированного Ил-76МД-90А пока не существует.