Случаи с отказами в авиаперевозке пассажиров с ограниченными физическими возможностями, к сожалению, не являются редкими в России. Мы привыкли, что зарубежные авиакомпании более лояльны и уважительны к инвалидам. Но недавний прецедент, произошедший с шестью гражданами России, которые являются инвалидами колясочниками, показал, что это не всегда так. Авиакомпания AirBerlin отказалась взять на борт всех шестерых пассажиров, поставив условие, что перевезет только двоих.
Случай произошел в Москве при посадке на рейс, следовавший в Дюссельдорф. Шесть россиян, летевших на конгресс инвалидов-колясочников, прошли регистрацию и собирались уже сесть в самолет, когда капитан рейса AirBerlin, отказал им в такой возможности. Он сослался на то, что по правилам может взять только двоих человек, которые согласно документов были оформлены как полностью немобильные. Остальные четверо инвалидов были вынуждены лететь в Германию уже рейсом Аэрофлота.
Подобная ситуация вызвала сильную волну возмущения, как среди общественности, особенно среди инвалидов России и Германии, так и среди официальных представителей РФ. Министерство иностранных дел и Посольство России в Германии уже обратились за официальными разъяснениями в Министерство транспорта ФРГ.
Чтобы не рисковать, обратно пассажиры в инвалидных колясках возвращались разными рейсами, хотя имели обратные билеты на один рейс авиакомпании AirBerlin. Из-за этого некоторым пришлось сократить программу своего пребывания в Германии, чтобы вылететь ранее рейсом Аэрофлота. Хотя высокопоставленный представитель немецкой авиакомпании и прибыл в Дюссельдорф для объяснения ситуации и пообещал, что подобных проблем на обратном пути не будет, российские инвалиды решили не рисковать. Справедливости ради, стоит отметить, что немецкая авиакомпания полностью оплатила расходы, связанные с приобретением билетов на рейсы Аэрофлота.
Те граждане, которые попали в столь неприятный инцидент, все же решили не оставлять ситуацию неразрешенной. Они будут обращаться в суд с исковым требованием, для этого подбирают сегодня адвокатскую компанию. Основной причиной, по их заявлению, будет вовсе не получение какой-либо материальной компенсации, а предупреждение появлений подобных ситуаций в будущем. Что касается ситуации в России, то пока права инвалидов даже не закреплены должным образом в текущем Воздушном кодексе. Возможно, прецедент с AirBerlin снова проявит актуальность данного вопроса.