Российский военный авиапром второй раз за месяц проиграл международный тендер в Индии. Сначала индийская сторона предпочла российским вертолетам Ми-28 американские Чинуки, и вот новое известие. Самолет топливозаправщик Ил-78МКИ, выполненный на базе серийного транспортника Ил-76, уступил европейскому конкуренту А330, предложенному компанией Airbus. Данная информация пришла от издания Defence News, которая ссылается на официальный источник в тендерном комитете Министерства обороны Индии. Официально итоги тендера пока объявлены участникам не были, по крайней мере, «Рособоронэкспорт» никакой информации по данному поводу не получал.
Но дыма без огня не бывает. Это второй тревожный сигнал для российского авиапрома. Не выиграть еще один миллиард долларов, а во столько была примерно оценена будущая сделка, очень неприятно, не говоря о том, что отрицательно влияет на имидж России, как поставщика. Но тут стоит разобраться в причинах подобного решения и есть ли здесь «вина» России.
Если вертолеты проиграли из-за более высокой цены, то топливозаправщики Ил-78 стоят дешевле европейского конкурента. Точные цифры никто не обнародовал, но известно, что цена нашего Ила чуть более 100 млн. долларов за самолет, а цена А330 переваливает за 200 млн. Правда, говорят, что стоимость последующего обслуживания и поставки запасных частей для А330 ниже, чем для Ил-78, но это не было условием тендера и участники не давали никаких финансовых расчетов по данному поводу.
Более правдоподобным выглядит версия, что Ил-78МКИ проиграл лишь потому, что является более устаревшей моделью. По сравнению с А330 бортовое оборудование, различные комплексы и прочие системы Ил-78 гораздо примитивнее, и явно «перекочевало» на топливозаправщик с базового самолета. Индия не раз уже заявляла, что стремиться оснащать свои вооруженные силы самым современным оборудованием, и Ил-78, к сожалению, таким не назовешь. Что делать в такой ситуации – решать Рособоронэкспорту и производителям. Но то, что требуется глубокая модернизация и доработка основного самолета-топливозаправщика России – уже признанный факт.