На новую модификацию двухместного многоцелевого истребителя Су-30СМ делаются очень большие ставки. Этот самолет должен стать одной из составляющих ударной воздушной мощи России на ближайшее время. По крайней мере, до появления в массовом производстве самолета ПАК ФА Т-50, Су-30СМ сможет решать аналогичные задачи по завоеванию превосходства в воздухе.
Самолет очень ждут в войсках. Согласно контракта, подписанного между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» еще весной 2012 года, первая партия должна составить 30 экземпляров. Далее самолеты будут заказываться и поставляться даже не по одному, двум бортам, а целыми эскадрильями. Подписание контракта происходило еще до момента появления первых образцов новой модификации. Реальный Су-30СМ был представлен в конце сентября прошлого года.
Сегодня «Иркут» продолжает заниматься программой доработки летательного аппарата и подходит к этапу проведения летных испытаний. Обычно заказчик в лице Министерства обороны не принимает участия в подобных проектах на стадии создания. Государственные испытания (аналог сертификационных испытаний для гражданской авиатехники) под началом военных проходят уже после того, как разработчик создал модификацию. Это своеобразный экзамен на профпригодность.
В случае с Су-30СМ, Министерство обороны решило вмешаться в проект гораздо раньше. Было принято решение подключить к летным испытаниям Су-30СМ специалистов и технические возможности Летно-испытательного центра ВВС из Ахтубинска, что в Архангельской области. Об этом даже было подписано недавно предварительное заключение с представителями корпорации «Иркут». Такой интерес со стороны военного ведомства объясняется большим вниманием к проекту, а самое главное, к срокам появления серийного образца. Это вовсе не означает, что Министерство обороны сомневается в возможностях «Иркута», а только лишь заботится об ускорении процесса.